Учет сезонных шин


Статья: Учет межсезонных мероприятий (Дубовик И.И.) ("Транспортные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение", 2014, N 1) {КонсультантПлюс}

Усложним задачу и представим корреспонденцию счетов по установке на автомобиль и снятию с него сезонных шин, которые предназначены для эксплуатации в зимних условиях. В таком случае для наглядности введем субсчета 10-Э "Материалы в эксплуатации" и 10-С "Материалы на складе", на которых будем учитывать только стоимость зимних шин. Цена же летних шин отдельно в бухгалтерском учете не выделяется, так как включена в цену ТС.

 

Содержание операции

Дебет

Кредит

Отражено приобретение зимних шин

10-С

60

Оплачены купленные предприятием шины

60

51

Поставлены на автомобиль зимние шины

10-Э

10-С

Списана часть стоимости шин исходя из пробега

20

10-Э

Сняты зимние шины с автомобиля и сданы на склад

10-С

10-Э


 

Возникает вопрос: а как же приходовать летние шины на время зимнего периода? Проще всего поставить их на забалансовый учет в условной оценке для контроля за движением шин в организации. То же самое можно сделать, если летние шины оставлены на хранение в шинном центре, где они будут дожидаться весны.

Если все же оприходовать на балансе снятые с автомобиля летние шины, то не ясно, по какой цене это сделать. Один из вариантов - по рыночным ценам. Но ведь летние шины до своего монтажа прошли определенный пробег и являются частично изношенными, значит, рыночную стоимость следует скорректировать с учетом данного фактора. При этом если летняя шина по уточненной рыночной стоимости будет приходоваться как безвозмездно полученное имущество (Дебет 10 Кредит 91), то стоимость активов в балансе будет завышена. Почему? Потому что дополнительно к стоимости ТС и зимних шин появится стоимость летних шин, которая изначально была уплачена при приобретении автомобиля.

Чтобы соблюсти баланс активов, можно попробовать частично разобрать (ликвидировать) ТС, уменьшив его стоимость на стоимость демонтируемых летних шин (Дебет 91 Кредит 01, Дебет 02 Кредит 91), а сами шины отразить исходя из стоимости частичной ликвидации (Дебет 10 Кредит 91), при этом добавив еще стоимость зимней шины (Дебет 10 Кредит 60). Тогда сколько активов убудет, столько и прибудет, то есть отчетность не будет искажена дополнительными объектами учета, которые ранее не выделялись (стоимость летних шин).

Сложность такого отражения летних шин очевидна, и трудностей в дальнейшем не избежать, если подумать над тем, как отразить установку летних шин на автомобиль обратно. Увеличение стоимости автомобиля возможно при модернизации (дооборудовании), но это не является обычной заменой шин.

Исходя из сказанного можно заключить, что менять стоимость транспортного средства в связи со сменой шин нецелесообразно. Нет достаточных оснований приходовать изначально установленные на ТС шины в составе материальных запасов. Как же тогда сделать так, чтобы расходы на восстановление износа и ремонт автомобильных шин включались в состав материальных затрат по обычным видам деятельности в пределах норм, утверждаемых Минтрансом? То есть как нормировать шины, установленные на автомобиль при его приобретении? Оказывается, это и не нужно делать, так как требование отраслевого ведомства касается нормирования материальных затрат, в которых учитывается стоимость отдельно приобретенных от ТС шин. Что касается их аналогов, купленных вместе с автомобилем, то их стоимость отражается в бухгалтерском учете не как материальные затраты, а в составе амортизации ТС, в отношении которой нет требования о нормировании. Поэтому то, что куплено вместе с машиной, учитывается в составе ОС и не выделяется и не нормируется при списании в составе затрат.

Представим ситуацию. Летние шины были сняты с автомобиля, но впоследствии по тем или иным причинам вместо них были куплены новые летние шины. Как в таком случае отражаются списание комплекта, изначально учтенного вместе с машиной, а также постановка и эксплуатация новых летних шин? В первом случае шины списываются, при этом не меняется стоимость ТС при условии, что новый комплект устанавливается на тот же автомобиль. В последнем случае шины приходуются в общеустановленном порядке (Дебет 10 Кредит 60), но затем их стоимость списывается как расходы на ремонт ОС (Дебет 20 Кредит 10). В такой ситуации следует знать, что затраты на восстановление объекта основных средств отражаются в бухгалтерском учете отчетного периода, к которому они относятся, в размере фактических затрат (п. п. 71, 72 Инструкции по учету доходов и расходов на автомобильном транспорте). Расходы на ремонт ОС отраслевая Инструкция не нормирует в отличие от затрат на восстановление износа автошин. Получается, что одни шины нормируются по пробегу, а другие - нет.

Согласитесь, что это неправильно. Поэтому автор предлагает следующий вариант учета замены шин, которые были изначально установлены на автомобиль, но по причине их преждевременного износа они подлежат замене на новый комплект. Тем более что расходы на ремонт включают и материальные затраты в виде стоимости новых шин, значит, их можно нормировать. Только как это сделать, если они установлены и их начали эксплуатировать? По мнению автора, стоимость новых шин можно рассматривать как расходы на восстановление изношенного комплекта, установленного на транспортном средстве. А нормировать такие затраты следует исходя из пройденного пробега изношенных шин. То есть стоимость новых шин определяется как отношение фактического пробега к оставшемуся планируемому пробегу прежних шин. Корреспонденция счетов в таком случае будет выглядеть следующим образом:

 

Содержание операции

Дебет

Кредит

Отражено приобретение новых летних шин

10

60

Оплачены купленные шины поставщику

60

51

Включена часть стоимости новых шин в расходы по обычным видам деятельности при замене износившегося комплекта

20

10

Включена часть стоимости новых шин в прочие расходы текущего периода при замене износившегося комплекта

91

10

 

Остается добавить, что бухгалтер не обязан нормировать расходы на восстановление износа шин, так как это требование отраслевых Инструкций противоречит ПБУ 5/01, согласно которому в учете материальные расходы отражаются в размере фактических затрат. Поэтому не стоит удивляться тому, что кто-то, не мудрствуя лукаво, списывает сразу стоимость шин как материальные затраты в период их отпуска в эксплуатацию, но насколько это корректно и целесообразно с точки зрения формирования объективной стоимости активов предприятия - это еще вопрос, который остается открытым.