Учет запчастей, инструментов и принадлежностей (ЗИП)

 

Статья: Ремонт - запас - резерв... (Дурново Д.В.) ("Транспортные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение", 2013, N 3) {КонсультантПлюс}


В продолжение темы ремонта ТС требует разрешения вопрос об учете запасных частей, поскольку транспортные предприятия нередко производят устранение неисправностей и ремонт собственными силами. Напомним, к ЗИП относятся запасные части, инструменты, принадлежности и материалы, необходимые для технического обслуживания и ремонта ТС и скомплектованные в зависимости от назначения и особенностей использования. Комплекты ЗИП используются при эксплуатации имущества для поддержания их работоспособности в течение срока службы путем технического обслуживания и ремонта в соответствии с требованиями эксплуатационной и ремонтной документации. Как правило, ЗИП учитываются в составе МПЗ. Почему - ведь срок службы оборудования исчисляется годами, ЗИП могут не использоваться по прямому назначению больше 12 месяцев? Да, это верно, но определенно сказать, что так и будет, нельзя. Кроме того, по стоимости ЗИП (если речь идет о запасных частях, а не об их комплекте) вряд ли превысят максимальный действующий стоимостный лимит, установленный для включения имущества в состав объектов ОС (40 тыс. руб.).

Методологию отражения МПЗ в бухучете нет смысла пересказывать. Обратим внимание на то, что до момента установки ЗИП отражаются в составе МПЗ как числящееся на складе, то есть его стоимость не списывается на расходы - она списывается тогда, когда ЗИП отпущены в ремонт, то есть новые запчасти установлены, а прежние (неисправные) демонтированы. Возникает вопрос: что делать с запасными частями, которые были сняты в ходе проведенных работ? Практика показывает, что неисправные и изношенные запчасти в основном сдаются на металлолом, повторное их использование (пусть даже после ремонта) на ином ТС или в другом качестве проблематично: это снижает надежность автомобиля и не идет на пользу безопасности на дорогах.

Перейдем к налогообложению. В силу пп. 25 п. 2 ст. 149 НК РФ не облагаются НДС операции по реализации лома и отходов черных и цветных металлов. Между тем в Письме Минфина России от 29.03.2012 N 03-03-06/1/163 указано на то, что перечисленные в ст. 149 НК РФ операции не подлежат налогообложению при наличии у налогоплательщиков, осуществляющих эти операции, лицензии на ведение деятельности, лицензируемой на основании законодательства. Хранение, переработка и реализация лома черных и цветных металлов сегодня относятся к лицензируемым видам деятельности (Постановление Правительства РФ от 12.12.2012 N 1287). Поэтому налоговики могут потребовать лицензию для обоснованного применения освобождения от НДС при реализации запчастей как металлолома.

При налогообложении прибыли в состав внереализационных доходов включается стоимость полученных при демонтаже или разборке материалов или иного имущества, если ликвидируются выводимые из эксплуатации основные средства (п. 13 ст. 250 НК РФ). О ремонте здесь ничего не сказано, поэтому бухгалтер не обязан учитывать стоимость изношенных (неисправных) частей при налогообложении прибыли. Более того, подобные запчасти оцениваются не выше стоимости металлолома, которая достаточно низка. Так что если бухгалтер не включит в состав доходов демонтированные запасные части, ничего страшного не случится, налоговые риски при ремонте, полагаем, будут невысоки. В то же время если ремонт проводится достаточно часто, встает вопрос о его экономической целесообразности, но это уже вопрос к системе внутреннего контроля.

Скажем об одном нюансе. Если ЗИП поставляются вместе с автотранспортом, то их учитывают вместе и отдельно в учете не указывают (как ОС и как МПЗ). Инвентарным объектом основных средств признается объект со всеми приспособлениями и принадлежностями. Поэтому ЗИП, прилагаемые к ТС его производителем, из данного имущества не выделяются, а учитываются вместе с ним, причем стоимость ЗИП и оборудования погашается через начисление амортизации по всему объекту. Использование же ЗИП в таком случае в учете не отражается, хотя можно провести частичную ликвидацию объекта (но не советуем это делать, так как доля стоимости ЗИП в цене оборудования не настолько существенна, чтобы ради объективной оценки проводить частичную ликвидацию и последующий ввод в эксплуатацию ЗИП - это нерационально).