Плюсы и минусы электронного документооборота


Статья: Кадровый электронный документооборот. Особенности. Внедрение. Сложные моменты (Хоруженко Е.) ("Кадровик.ру", 2014, N 1) {КонсультантПлюс}

 

Основной плюс при введении кадрового электронного документооборота - это, естественно, уменьшение трудозатрат и числа составленных, обработанных, согласованных и хранимых бумажных документов.

А вот минусы для каждого из основных документов - свои.

Прежде всего это штатное расписание, отсутствие которого в бумажном виде может привести к некоторым сложностям в случае возникновения трудовых споров при рассмотрении их судом: разрастание доказательной базы, которую необходимо представить суду для обоснования законности увольнения по сокращению (отсутствие вакантных должностей и т.п.). Однако предугадать более широкие риски отсутствия штатного расписания в бумажном виде достаточно сложно. А при правильном ведении электронного документооборота доказательная база собирается в полном объеме гораздо быстрее за счет распечатки данных из электронной базы. Согласитесь, что это проще, чем механически копировать данные с бумажных носителей. Каким образом доказать суду, что этот электронный распечатанный документ является полным аналогом обычного бумажного штатного расписания - отдельный вопрос.

В ПисьмеРоструда от 09.01.2013 N 2-ТЗ "О формах первичных учетных документов (документов по учету кадров и по учету рабочего времени и расчетов с персоналом по оплате труда), применяемых негосударственными организациями с 1 января 2013 г." говорится о том, что "с 1 января 2013 г. негосударственные организации вправе пользоваться формами первичных учетных документов (в том числе формой N Т-2), разработанными ими самостоятельно".

Если буквально трактовать данную норму, то отсутствие бумажных форм личной карточки работника и табеля учета рабочего времени не может стать нарушением и повлечь какое-либо наказание за отсутствие бумажной копии данного документа. Главное, чтобы в электронной форме были указаны все закрепленные законодательством реквизиты, т.к. этого требуют Постановление Госкомстата от 05.01.2004 N 1 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты" и Приказ Минкультуры от 25.08.2010 N 558 "Об утверждении "Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения". Однако следует помнить, что с некоторыми записями сотрудник должен быть ознакомлен под роспись, а работник, ответственный за ведение личной карточки, должен заверять все вносимые исправления своей подписью. Также напомним, что согласно Приказу Минкультуры России от 25.08.2010 N 558 личная карточка работника должна храниться 75 лет.

При наличии в организации сменного графика работы в соответствии со ст. 103 ТК РФ с графиками сменности сотрудники должны быть ознакомлены не позднее чем за месяц до их введения. Таким образом, при отсутствии бумажного документа с подписями работника(ов) об ознакомлении есть риски невыхода сотрудника на работу в смену и, как следствие, возникновения трудовых споров при увольнении за прогул.

При оформлении приказов по личному составу (прием, перевод, увольнение работника, дисциплинарные взыскания) возможные риски имеют как правовой, так и организационный характер. С точки зрения права при использовании неквалифицированной ЭП может возникнуть ситуация, когда центра сертификации в организации больше нет, и, следовательно, доказать, что подписанные такой ЭП приказы имеют юридическую силу, может быть проблематично. С организационной точки зрения нужно иметь в виду, что работник может обратиться с письменным заявлением с просьбой выдать копию приказа. Каким образом юридически безукоризненно выполнять такие просьбы - организации лучше определить до внедрения СЭДО. Заметим, что помимо запроса работника компания может получить требование суда о выдаче копий документов - невыполнение требования суда влечет вполне определенные правовые последствия.

Обязательным документом является график отпусков, его отсутствие - нарушение ст. 123 ТК РФ. Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" предусматривает возможность самостоятельной разработки и утверждения своих форм документов - при этом они должны содержать все обязательные реквизиты в соответствии с действующим законодательством. В противном случае при проверке документ может быть признан недействительным из-за нарушения правил оформления.

Своевременное уведомление сотрудника о дате начала очередного отпуска обязательно для работодателя в соответствии со ст. 123 ТК РФ: "О времени начала отпуска работник должен быть извещен под роспись не позднее чем за две недели до его начала". В случае электронного документа придется контролировать, что работник не забыл использовать свою ЭП и подписал документ в кадровой СЭДО. Некоторые риски добавляет несоблюдение ст. ст. 136 и 236 ТК РФ - нарушения сроков оплаты отпуска, обязанности компенсации несвоевременной выплаты отпускных.

Заявление на отпуск может быть оформлено в электронном виде, но в случае неисправности СЭДО возникает риск непредоставления отпуска по графику, увольнения за прогул с возникновением трудового спора, а также привлечения к уголовной ответственности должностных лиц организации при неначислении и невыплате отпускных.