Отбор налогоплательщиков


Статья: Как не попасть на заседание комиссии по легализации налоговой базы? (Каримова Е.Ю.) ("Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение", 2013, N 10) {КонсультантПлюс}


 Критерии оценки рисков поименованы в Приложении 7. Перечислим некоторые из них:

- низкая налоговая нагрузка - ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (по виду экономической деятельности);

- значительное (более 10%) отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики;

- отражение в налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких периодов;

- опережающий темп роста расходов по сравнению с темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг);

- резкое сокращение собственного имущества, в том числе стоимости основных средств, по данным бухгалтерского баланса или декларации по налогу на имущество либо наличие оплаты основных средств при анализе выписки по операциям на счетах налогоплательщиков. Это может свидетельствовать о выводе активов организации без отражения таких операций для целей налогообложения (например, подготовка к ликвидации или реорганизации в виде передачи основных средств и материальных активов в счет погашения задолженности, передачи имущества в уставный капитал дочернего общества либо зависимым лицам, уменьшение нераспределенной прибыли без выплаты дивидендов);

- резкое увеличение кредиторской задолженности при одновременном снижении объема активов либо значительное превышение кредиторской задолженности над выручкой от реализации и дебиторской задолженностью. Данное обстоятельство может свидетельствовать о подготовке юридического лица к ликвидации или банкротству;

- снижение дебиторской задолженности в значительных размерах. Причиной данного обстоятельства может явиться необоснованное включение суммы безнадежных долгов в состав расходов при исчислении налога на прибыль;

- систематическое заявление сумм НДС к возмещению налогоплательщиками с убыточной деятельностью (отсутствием прибыли либо прибылью незначительных размеров при значительном суммарном объеме выручки (дохода) от реализации);

- движение в значительных объемах наличных денежных средств (показатели отчета о движении денежных средств) при отсутствии значительных изменений показателей бухгалтерского баланса, что может свидетельствовать о занижении выручки от реализации;

- предоставление в значительных размерах займов другим организациям при осуществлении видов деятельности, по которым предусмотрена возможность оплаты наличными денежными средствами (может свидетельствовать о сокрытии выручки (дохода));

- два и более случая (с момента государственной регистрации) представления в регистрирующий орган заявления о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы в части сведений об адресе (месте нахождения), если указанные изменения влекут необходимость изменения места постановки на учет по месту нахождения данного налогоплательщика (миграция между налоговыми органами);

- отражение в расходах налогоплательщика штрафных санкций за фактически не имевшее место неисполнение договорных обязательств;

- перенос налоговой нагрузки по налогу на прибыль и (или) НДС на другую организацию;

- умышленное завышение расходов (вычета НДС) в результате включения затрат по договорам с фирмами, имеющими признаки недобросовестности, на оказание услуг, не имеющих материального результата (транспортных, консультационных, информационных, по управлению организацией и пр.);

- включение в расходы значительных сумм процентов по долговым обязательствам (займам, кредитам) в случаях, когда размер дебиторской задолженности, числящейся у организации, настолько значителен, что при ее погашении необходимость в привлечении заемных средств отпадает, и (или) в числе наиболее крупных дебиторов налогоплательщика находятся учредители данных организаций, дочерние организации, иные взаимозависимые лица;

- отнесение на расходы по основному виду деятельности затрат по видам деятельности, в отношении которых применяется специальный налоговый режим в виде ЕНВД;

- учет в текущем налоговом периоде затрат, относящихся к будущим периодам;

- завышение сумм нормируемых расходов.

По налогоплательщикам, имеющим низкую налоговую нагрузку по НДС с высокой долей налоговых вычетов, дополнительно применяются следующие критерии оценки рисков:

- отсутствие в декларации по НДС суммы налога, подлежащей восстановлению, перед получением освобождения от уплаты НДС, а также при переходе на специальные налоговые режимы, при наличии остатков товаров, основных средств, нематериальных активов на конец отчетного периода по данным бухгалтерского баланса;

- отсутствие в декларации по НДС суммы налога, подлежащей восстановлению, при наличии сведений о передаче имущества, нематериальных активов и имущественных прав в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных обществ, что может свидетельствовать о занижении суммы налога, подлежащей уплате в бюджет;

- принятие к вычету суммы НДС по товарам (работам, услугам), приобретенным налоговым агентом при отсутствии начисленных и уплаченных в бюджет налоговым агентом сумм НДС в предыдущих налоговых периодах;

- превышение налогового вычета по НДС, ранее исчисленного с сумм предоплаты (частичной оплаты), над суммой НДС, исчисленной с реализации в текущем налоговом периоде;

- превышение доходов от реализации, отраженных индивидуальными предпринимателями в декларациях по форме 3-НДФЛ, над налоговой базой от реализации товаров, заявленной в декларациях по НДС, что может свидетельствовать о занижении налоговой базы для исчисления НДС.

Для налоговых агентов и налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей налоговыми рисками по НДФЛ являются:

- отсутствие текущих платежей по НДФЛ при регулярном направлении денежных средств на выплату заработной платы (по данным банковских выписок), а также на уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование;

- значительное превышение заработной платы работников предпенсионного возраста над заработной платой остальных работников;

- выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте РФ, что может свидетельствовать о применении "конвертной схемы" выплаты заработной платы.

Наряду с вышеперечисленным контролеры анализируют уровень налоговой нагрузки. Сначала рассчитывается нагрузка налогоплательщика по налоговым периодам в зависимости от применяемой системы налогообложения, потом определяются аналогичные налогоплательщики и рассчитывается их налоговая нагрузка (в случае отсутствия информации исследуются среднеотраслевые значения налоговой нагрузки). Затем анализируется отклонение уровня налоговой нагрузки налогоплательщика от максимального значения. Если отклонение велико, налоговики проанализируют финансовые потоки налогоплательщика (составят схему движения денежных средств, схему ведения бизнеса, проанализируют сделки). Наряду с прочим контролеры могут выявить контрагентов, обладающих признаками недобросовестности (минимальная численность, минимальные суммы начислений в бюджет, отсутствие материально-технической базы, массовый учредитель, руководитель, адрес массовой регистрации, несоответствие вида деятельности поставляемой продукции, иные признаки недобросовестности). На следующем этапе осуществляется оценка соответствия показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика критериям оценки рисков в соответствии с концепцией системы планирования выездных налоговых проверок (Приказ ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@).