Как проходит анализ деятельности налогоплательщиков


Статья: ФНС России рассказала, каких налогоплательщиков будут вызывать на комиссии по легализации налоговой базы (Вайтман Е.В.) ("Российский налоговый курьер", 2013, N 17) {КонсультантПлюс}


После того как инспекторы выявили налогоплательщиков и налоговых агентов, налоговая и бухгалтерская отчетность которых вызывает вопросы, они приступают непосредственно к анализу показателей их финансово-хозяйственной деятельности.

Отметим, что аналитические и контрольные мероприятия налоговики проводят в целом по каждому налогоплательщику, то есть по всем налогам. Так, даже если организация попала в выборку лишь из-за того, что имела низкую налоговую нагрузку по налогу на прибыль, инспекторы проанализируют ее декларации не только по этому налогу, а также и по НДС, акцизам, налогу на имущество, транспортному и земельному налогам и проверят полноту выполнения ею обязанностей налогового агента прежде всего по НДС и НДФЛ.

Сведения, которые налоговики используют при анализе. Для проведения аналитических процедур ФНС России рекомендовала инспекторам на местах пользоваться следующими источниками информации:

- различными ведомственными информационными ресурсами - ЕГРН, ЕГРИП, ЕГРЮЛ, автоматизированной информационной системой "Налог-2", программно-информационным комплексом "НДС", Справочником кодов обозначения налоговых органов для целей учета налогоплательщиков (СОУН), программным комплексом "Комплекс визуального анализа информации для автоматизации процессов налогового контроля" (ПК "ВАИ"), информационным ресурсом "Риски" и др.;

- средствами массовой информации и Интернетом;

- жалобами, заявлениями юридических и физических лиц.

Кроме того, ведомство предложило также использовать сведения, полученные налоговиками от следующих лиц:

- контрагентов налогоплательщика в рамках встречных проверок в соответствии со ст. 93.1 НК РФ;

- сотрудников, акционеров или участников организаций;

- кредитных организаций, правоохранительных органов, ПФР и других внебюджетных фондов, лицензирующих и таможенных органов, Роструда, Банка России, муниципальных органов власти и из иных источников.

Оформление результатов проведенного анализа. В ходе аналитических мероприятий инспекторы изучают декларации налогоплательщика по всем налогам, а по юридическим лицам исследуют также их бухгалтерскую отчетность. Результаты анализа они оформляют документами по формам, приведенным в Приложениях N N 1 - 6 к Письму.

Судя по большинству предложенных форм, налоговики анализируют показатели отчетности в динамике за три последних года (начиная с 2011 г.). Они также должны выявить возможные налоговые риски налогоплательщика, сравнить их со среднеотраслевыми показателями за соответствующие периоды и сделать вывод о наличии или отсутствии конкретного налогового риска. Для этого инспекторы используют форму, рекомендованную в Приложении N 7 к Письму.

Анализ уровня налоговой нагрузки. Кроме анализа показателей отчетности, ФНС России также рекомендовала налоговикам рассчитать уровень налоговой нагрузки налогоплательщиков, отобранных для вызова на комиссию. Этот уровень сравнивают с налоговой нагрузкой аналогичных налогоплательщиков, состоящих на учете в той же инспекции, и определяют величину отклонения (Приложение N 8 к Письму). Если аналогичных налогоплательщиков нет, уровень налоговой нагрузки анализируемого лица сравнивают со среднеотраслевыми значениями.

Затем инспекторы оценивают соответствие показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика Критериям оценки рисков. При этом они руководствуются принципами, изложенными в Концепции системы планирования выездных налоговых проверок (утв. Приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@).

 

Примечание. В ходе анализа деятельности налогоплательщика, отобранного для вызова на комиссию, инспекторы рассчитывают уровень его налоговой нагрузки, сравнивают его с налоговой нагрузкой аналогичных налогоплательщиков, состоящих на учете в той же инспекции, и определяют величину отклонения.

 

Анализ финансовых потоков налогоплательщика. Такой анализ ФНС России предлагает проводить, если расчеты показали, что налогоплательщик имеет низкую налоговую нагрузку. В рамках анализа финансовых потоков инспекторы:

- изучают банковские выписки, которые предварительно запрашивают в банках в соответствии со ст. 86 НК РФ;

- составляют схему движения денежных средств и схему ведения бизнеса;

- проводят анализ сделок, в том числе для выявления тех, которые могли отрицательно повлиять на налоговую нагрузку налогоплательщика.

Ведомство также указало, что в ходе анализа финансовых потоков при необходимости следует выявлять контрагентов, входящих в зону риска. К ним относятся контрагенты, обладающие признаками недобросовестности, то есть не располагающие материально-технической базой, имеющие минимальную численность работников, массового учредителя или руководителя, адрес массовой регистрации, незначительные суммы начислений в бюджет. О недобросовестности, по мнению ФНС России, может также свидетельствовать несоответствие поставляемой контрагентом продукции его виду деятельности или частая миграция, то есть частая смена инспекции, в которой контрагент состоит на налоговом учете.

Информация о контрагентах и выявленных зонах риска отражается в отдельном документе (по форме согласно Приложению N 9 к Письму). Иные зоны риска, обнаруженные инспекторами при анализе расчетного счета налогоплательщика, они фиксируют по форме, приведенной в Приложении N 10 к Письму.