Дискриминационные объявления о приеме на работу теперь запрещены

Статья: Некоторые новации трудового и налогового законодательства (Иванова И.Е.) ("Руководитель автономного учреждения", 2013, N 10) {КонсультантПлюс}

Начал действовать Федеральный закон от 02.07.2013 N 162-ФЗ, который внес дополнения в том числе в ст. 25 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Закон N 1032-1). В соответствии с данной поправкой работодателям запрещается распространять объявления о свободных рабочих местах или вакантных должностях, содержащие сведения о каком бы то ни было прямом или косвенном ограничении прав либо установлении прямых или косвенных преимуществ в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к каким-либо социальным группам, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников. Исключением являются случаи, в которых право (обязанность) устанавливать такие ограничения (преимущества) предусмотрено (предусмотрена) федеральными законами.

Лица, распространяющие информацию о свободных рабочих местах или вакантных должностях, содержащую ограничения дискриминационного характера, привлекаются к ответственности, установленной законодательством РФ об административных правонарушениях (п. 6 ст. 25 Закона N 1032-1).

В силу ст. 13.11.1 КоАП РФ распространение указанной информации влечет наложение административного штрафа:

  • на граждан - от 500 до 1000 руб.;
  • на должностных лиц - от 3000 до 5000 руб.;
  • на юридических лиц - от 10 000 до 15 000 руб.

В свою очередь, Минтруд в Информации от 24.07.2013 пояснил, что под распространением сведений о свободных рабочих местах или вакантных должностях, содержащих ограничения дискриминационного характера, следует понимать их опубликование в печати, трансляцию по радио и телевидению, демонстрацию в кинопрограммах и других СМИ, распространение в Интернете, а также с использованием иных средств телекоммуникационной связи. Сюда же относится распространение указанной информации в виде печатной продукции (в том числе в виде листовок и буклетов), рекламной продукции, содержащей подобную информацию дискриминационного характера, а также аудиовизуальной продукции - в виде объявлений на досках в общественных местах и т.д.

К участию в разбирательстве в качестве ответчика и к административной ответственности могут быть привлечены не только работодатели (физические и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности), но и редакции СМИ (в том числе учреждения, осуществляющие производство и выпуск средств массовой информации), владельцы сайтов или уполномоченные ими лица за сам факт размещения сведений, распространенных третьими лицами, а также должностные лица. Минтруд подчеркнул, что к административной ответственности также могут быть привлечены граждане, распространяющие информацию дискриминационного характера (например, промоутеры, осуществляющие раздачу листовок, расклейщики объявлений).