Выбираем учителей

Статья: Как построить систему обучения (Мамонов Е.А.) ("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2008, N 8) {КонсультантПлюс}


"Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2008, N 8


Организация системы обучения


Варианты построения системы обучения с организационной точки зрения возможны разные:

  • куратором учебного процесса является кадровая служба, которая выявляет потребности в обучении, разрабатывает учебные планы, привлекает преподавателей для проведения обучения, планирует учебный бюджет и отслеживает эффективность обучения. В кадровую службу входит также учебный центр для подготовки фронт-персонала;
  • учебный центр является обособленным подразделением, не входящим в структуру кадровой службы, занимается организацией как обучения фронт-персонала, так и обучения для менеджеров среднего звена и специалистов;
  • учебный центр занимается подготовкой фронт-персонала и входит в структуру продающих подразделений.

Непосредственно обучение персонала проводится либо силами сторонних специалистов, либо с помощью сотрудников организации. Преподаватели должны обладать необходимыми компетенциями: знать специфику преподаваемого предмета, обладать необходимыми "тренерскими" навыками и способностями (выдержкой, умением работать с аудиторией, "подать себя", доходчиво объяснить материал).


Учителя со стороны


Компании, предоставляющие услуги по обучению, в большинстве своем подразделяются на три вида:

  1. компании-провайдеры, которые работают по принципу различных агентств по предоставлению услуг: ищут заказчиков, снимают помещение, обеспечивают участников учебных курсов, семинаров или тренингов пособиями, организуют обеды и т.д.;
  2. тренинговые компании, у которых в штате есть свои тренеры. Такие фирмы, как правило, продвигают на рынке собственный продукт: авторские семинары и тренинги;
  3. компании смешанного типа, которые совмещают функции первых двух типов организаций.

Привлечение специалистов со стороны имеет два существенных плюса. Во-первых, не нужно держать в штате организации "дорогих" преподавателей. А во-вторых, тренеры "со стороны", имеющие значительный опыт работы с различными организациями, могут давать очень ценные советы, поскольку они видят проблемы организации-заказчика более непосредственно и объективно.

В то же время есть и минусы. Бизнес-тренеры не имеют возможности вникнуть в специфику деятельности компании, прочувствовать все нюансы взаимодействий сотрудников по естественным причинам, так как знакомы с компанией-заказчиком небольшое количество времени. В то же время различные тренинговые фирмы обещают, что ведущие семинара всегда учитывают специфику деятельности организации-заказчика, однако это не соответствует реальности, потому что писать новую программу для каждого нового клиента нерентабельно.

Есть еще один существенный недостаток. Преподаватель "со стороны" получает за свою работу деньги и больше не несет никакой ответственности за качество обучения. На рынке тренинговых услуг очень много преподавателей действует следующим образом: проводят обучение спустя рукава, получают вознаграждение и скрываются, оставив заказчика с обманутыми ожиданиями.

При организации обучения силами внешних специалистов HR-менеджеру или руководителям подразделений нужно использовать следующие рекомендации:

  1. Нужно проводить постоянный мониторинг рынка тренинговых услуг, отслеживая цены, уровень подготовки преподавателей, ассортимент различных тренинговых компаний. Такая аналитика должна быть постоянно доступна первому лицу компании и другим заинтересованным лицам - сотрудникам организации, чтобы сделать правильный выбор при найме сторонних преподавателей.
  2. При проведении переговоров с организациями-провайдерами важно помнить о том, что бизнес-тренеры обладают важным профессиональным качеством - они отлично могут презентовать себя и свои услуги, умеют скрыть возможные отрицательные эффекты обучения. Иногда заказчики тренингов или семинаров попадают под обаяние ведущего и в результате сталкиваются с некачественным уровнем обучения. Важно также помнить, что в настоящее время многие учебные фирмы зачастую предлагают довольно высокий уровень сопутствующего сервиса (помещение, организация обедов, фуршеты, раздаточный материал), а вот качество обучения сильно отличается у разных участников тренингового рынка.
  3. Цели и задачи того или иного семинара или тренинга необходимо ставить до переговоров с поставщиками обучающих услуг.


Е.А.Мамонов

Специалист по организационному развитию

и управлению человеческими ресурсами