Метод мозгового штурма

Статья: Специфика разработки привилегий программ лояльности (Крылов А., Винокуров Д.) ("Организация продаж банковских продуктов", 2009, N 3) {КонсультантПлюс}

"Организация продаж банковских продуктов", 2009, N 3


Метод мозгового штурма (мозговой штурм, мозговая атака, англ. brainstorming) - оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать возможно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастических. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.

Этапы проведения мозгового штурма. Правильно организованный мозговой штурм включает три обязательных этапа. Этапы отличаются организацией и правилами их проведения.

1. Постановка проблемы. Предварительный этап. В начале второго этапа проблема должна быть четко сформулирована. Происходят отбор участников штурма, определение ведущего и распределение прочих ролей участников в зависимости от поставленной проблемы и выбранного способа проведения штурма.

2. Генерация идей. Основной этап, от которого во многом зависит успех всего мозгового штурма. Поэтому очень важно соблюдать правила для этого этапа:

  • главное - количество идей. Не следует делать никаких ограничений;
  • полный запрет на критику и любую (в том числе положительную) оценку высказываемых идей, так как оценка отвлекает от основной задачи и сбивает творческий настрой;
  • необычные и даже абсурдные идеи приветствуются;
  • необходимо комбинировать и улучшать любые идеи.

3. Группировка, отбор и оценка идей. Этот этап часто забывают, но именно он позволяет выделить наиболее ценные идеи и подвести итоги мозгового штурма. На этом этапе, в отличие от второго, оценка не ограничивается, а, наоборот, приветствуется. Методы анализа и оценки идей могут быть очень разными. Успешность этого этапа напрямую зависит от того, насколько "одинаково" участники понимают критерии отбора и оценки идей.

Основная идея мозгового штурма (МШ) проста: отделить процесс генерации идей от их критики. Иначе говоря, идеи - отдельно, критика - отдельно!

Этому методу посвящено множество литературы. Каждый модератор и компания несколько модифицируют метод МШ в соответствии со своими запросами. Коротко алгоритм МШ выглядит следующим образом:

  1. отбирается группа из 4 - 10 человек;
  2. участникам сообщается проблема, которую предстоит решить;
  3. собственно штурм. Задача - получить как можно больше идей. Тут и вводится основное правило: приветствуются любые, самые безумные, явно ошибочные идеи, критика категорически запрещена (даже в виде скептических улыбок!). Наоборот, любую высказанную мысль нужно поощрять. Такая поддержка должна стимулировать творческий процесс. Ведущий (модератор) руководит процедурой, подбадривает, эмоционально заводит участников;
  4. этап анализа. N-е количество идей получено (некоторыми авторами называются внушительные цифры: 70 идей, 150 идей...). Что дальше? Теперь предстоит выбрать самые "многообещающие", перспективные идеи и развить их. Критика наконец разрешена, но не огульная: в каждой идее необходимо попытаться найти конструктивное зерно;
  5. результат - несколько добротных и доработанных идей, могущих лечь в основу дальнейшей работы.

Успех мозгового штурма сильно зависит от психологической атмосферы и активности обсуждения, поэтому роль ведущего в мозговом штурме очень важна. Именно он может вывести из тупика и вдохнуть свежие силы в процесс.

А.Крылов

Консультант по маркетингу,

автор стратегий продвижения

ряда известных брендов,

бизнес-тренер

Living Eyes Consulting


Д.Винокуров

Аналитик

Living Eyes Consulting