Классификация кейс-метода

Статья: Кейс-метод в обучении персонала (Лысенко Ю.Ю.) ("Отдел кадров коммерческой организации", 2010, N 7) {КонсультантПлюс}

"Отдел кадров коммерческой организации", 2010, N 7


Все кейсы можно классифицировать по трем основаниям. 

Во-первых, в зависимости от решаемой задачи кейсы можно разделить на проблемные и ситуационные.

В проблемном кейсе описывается некая затруднительная ситуация в компании. Основная задача - ее анализ. Такой кейс может быть использован в рамках обучения руководителей стратегическому менеджменту, а также аналитическому подходу.


Пример 1. Компания представляет собой сеть продовольственных магазинов самообслуживания под общей маркой "Вкуснов". Бизнес приносит доход, сотрудники получают неплохую зарплату.

Проблемы:

  1. Постоянно открываются новые магазины, теперь уже в районах области, требуются новые директора. Работники находятся, но все они выходцы из разных культур: один когда-то торговал на рынке, другой начинал как рядовой продавец, третий имел свой бизнес, но разорился, четвертый был сетевиком. Все они руководят по-разному, исходя из собственных представлений об управлении.
  2. В последние полгода заметно увеличилась текучесть кадров - более чем на 50% по сравнению с прошлым годом.
  3. В магазинах постоянно растет и обновляется ассортиментный ряд. Вместо 100 - 150 наименований в прошлом ассортимент за год вырос почти в десять раз. Продавцы не справляются, забывая, что лежит у них на прилавке.
  4. Сами магазины достаточно отличаются друг от друга как по уровню технической оснащенности, внешнему оформлению, так и по уровню обслуживания покупателей.
  5. Служба персонала в компании отсутствует. Вопросами кадрового учета и делопроизводства до сих пор занимался бухгалтер. Оперативное управление персоналом осуществляют на местах директора магазинов.

Руководство компании планирует сделать свою марку узнаваемой, чтобы покупатели шли именно в магазины этой сети, а персонал хотел работать и работал правильно. Вы - новый менеджер по персоналу. Нужно составить план организации службы персонала. Ваши действия?


Ситуационные кейсы направлены прежде всего на развитие поведенческих компетенций, например, навыков постановки задачи или предоставления обратной связи. Описывается ситуация делового взаимодействия. Требуется найти оптимальное решение и способ его реализации. Очень часто ситуационные кейсы используются в качестве инструкции к ролевой игре. Такой тандем методов значительно повышает эффективность обучения, поскольку обучаемый имеет возможность не только выбрать определенную модель поведения в конкретной ситуации, но и проверить, каким образом эта модель работает на практике.


Пример 2. Вы - руководитель отдела продаж. Сегодня у вас должна состояться встреча с одним из ключевых клиентов по вопросам продления договора о сотрудничестве (с сетью магазинов автозапчастей, для которых вы поставляете товар).

Однако за полчаса до назначенной встречи вас срочно вызывает коммерческий директор с неотложной проблемой. Вы понимаете, что встреча с важным клиентом под угрозой срыва. Отказаться от встречи с коммерческим директором нельзя. Единственный выход из сложившейся ситуации - поручить переговоры с клиентом одному из опытных менеджеров по продажам, который владеет необходимой информацией. Но этот сотрудник, несмотря на аккуратность в работе и внимательность к мелочам, всегда имел собственный взгляд, часто не совпадавший с вашим, и иногда обсуждал распоряжения руководства, критикуя их в присутствии других подчиненных.

Проведите деловую беседу и поставьте перед сотрудником задачу.


Во-вторых, по объему и структуре информации можно выделить комплексные и мини-кейсы.

Комплексный кейс принято считать классическим. Он содержит достаточно большой объем информации с высоким уровнем детализации. Организация и текущая организационная ситуация описываются до мельчайших подробностей. В задании приводится много первичных данных, мнений, образцов документов, причем эти сведения могут быть избыточными и слабо структурированными. Сотрудник, ищущий решение, должен самостоятельно разобраться, какая информация ему необходима, каким образом ее анализировать, как расставить приоритеты, что и определяет выбор решения.

Кейс может содержать несколько вариантов решения, из которых предлагается выбрать лучший, но иногда все предлагаемые решения неоптимальны и единственный способ успешно решить кейс - это предложить свое решение.

Преимуществом таких кейсов является возможность одновременно развивать большое количество компетенций, однако следует учитывать, что решение требует значительного времени, поскольку здесь важнее не скорость, а качество.

Мини-кейс - краткое описание практической ситуации, содержащей определенную проблему. Объем информации достаточен для того, чтобы человек, обладающий необходимыми знаниями и навыками, мог принять обоснованное решение и продемонстрировать его. Мини-кейсы используют в "навыковых" тренингах как для руководителей, так и для специалистов (например, менеджеров по продажам или по персоналу), а также при организации посттренингового сопровождения, для закрепления навыков, полученных в тренинге. Такие кейсы позволяют отработать на практике сложные взаимодействия руководителя с подчиненным или менеджера с клиентом, обучаемый получает опыт решения тех или иных проблем в условиях, максимально приближенных к реальности.


В-третьих, источники исходной информации для кейса могут различаться.

Большинство кейсов разрабатывается на основе сведений о реальных компаниях и событиях. Внутренние специалисты по обучению персонала, менеджеры по персоналу могут использовать кейсы, разработанные на основе информации о своей компании, - они носят более прикладной характер, что повышает обучающий эффект.

Допустимо использование и кейсов, основанных на вымышленных данных, но они, как правило, не обеспечивают достаточного правдоподобия и конкретизации ситуации, а также требуют определенного мастерства специалиста-разработчика. Как правило, этот вариант используется для мини-кейсов.

Ю.Ю.Лысенко

Ведущий бизнес-тренер

ООО "ТехноМашКомплект"