Методика использования кейс-метода

Статья: Кейс-метод в обучении персонала (Лысенко Ю.Ю.) ("Отдел кадров коммерческой организации", 2010, N 7) {КонсультантПлюс}

"Отдел кадров коммерческой организации", 2010, N 7


Разработка кейса - процесс достаточно трудоемкий. Часто удобнее использовать специализированные сборники, содержащие кейсы для развития различных компетенций. Если менеджер по персоналу принимает решение самостоятельно разработать кейс, то имеет смысл придерживаться следующих этапов:

  • Определить   цель  создания   кейса   -   например,  развить какую-то конкретную  компетенцию.  А  каким образом будет использоваться кейс?
  • Отдельно, в рамках, например,  посттренингового сопровождения, или же он будет включен в качестве упражнения в тренинг?
  • Идентифицировать конкретную ситуацию, реально сложившуюся в компании.
  • Провести предварительную работу по поиску источников информации.
  • Собрать информацию и данные,  используя различные источники,  включая контакты  с  руководителями  подразделений,  в  которых  менеджер  по персоналу планирует проводить обучение.
  • Подготовить  первичный  вариант  представления  материала.  Этот этап включает  отбор, компоновку  материала, определение формы презентации (видео, печатная и т.д.).
  • Обсудить  кейс  с   руководителями  заинтересованных   подразделений, провести апробацию.
  • Подготовить  методические   рекомендации   по   использованию  кейса. Разработать  задания для обучающихся  и возможные вопросы для ведения дискуссии и презентации кейса.


Обучающимся либо оцениваемым сотрудникам дается письменное описание ситуации, их просят выявить проблему (проблемы), проанализировать предложенную информацию и выработать наиболее эффективное с их точки зрения решение.

При групповой работе за индивидуальным рассмотрением следует этап совместного обсуждения, а затем презентация его результатов.

В процессе индивидуальной работы целесообразно придерживаться следующего порядка работы:

    • ознакомление с кейсом;
    • выявление проблем;
    • анализ имеющейся информации;
    • формулирование альтернативных решений;
    • оценка предложенных альтернатив;
    • подготовка решений по итогам рассмотрения кейса;
    • презентация результатов;
    • обсуждение и подведение итогов с участием тренера.

Обучающимся обычно предлагается ряд вопросов, направленных на прояснение того, какую оценку ситуации, рассматриваемых в ней проблем, действующих лиц, их поведения в данной обстановке, принимаемых решений дают обучающиеся, каковы возможные последствия и варианты развития событий. Вопросы могут быть такими:

  • В чем состоит основная проблема?  Какие еще проблемы можно выделить в представленной ситуации?
  • Можно ли решить проблему в данных условиях?
  • Какие возможны пути решения выявленных проблем?
  • Как вы оцениваете поведение руководителя в данной обстановке?
  • Как бы вы поступили на его месте?
  • Каковы,  по вашему мнению, причины, побудившие такого-то сотрудника к таким-то действиям? Каковы могут быть последствия?


По результатам решения кейса участникам обязательно предоставляется обратная связь. Тренер отмечает основные сложные моменты и фиксирует результат обучения.

Ю.Ю.Лысенко

Ведущий бизнес-тренер

ООО "ТехноМашКомплект"