"Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", 2012, N 8


Статья: Готовь сани летом, а бухучет - ближе к зиме... (Булаев С.В.) ("Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", 2012, N 8) {КонсультантПлюс}


Кому с чего начинать?


Не секрет, что на ведении "упрощенцами" бухгалтерского учета в полном объеме давно настаивают контролирующие органы, указывая хозяйствующим субъектам на требования Закона об ООО и положения Закона об ОАО. Однако многие "упрощенцы" игнорировали ненормативные документы чиновников и нормы Закона об ООО и Закона об ОАО, отдавая приоритет норме, содержащейся в ныне действующем Законе о бухгалтерском учете. В нем четко сказано, что организации, перешедшие на УСНО, освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета, за исключением учета ОС и НМА.

Очевидно, что в "отстающих" категориях "упрощенцы, не ведущие бухгалтерский учет", им нужно решить, как же все-таки начинать ведение бухгалтерского учета. Сразу скажем, каких-либо нормативных рекомендаций и официальных разъяснений на этот счет нет. В таких случаях чиновники отсылают к аудиторским организациям, но у небольших компаний проводится в лучшем случае инициативный аудит.


Нужно ли восстанавливать учет?


Ответ на этот вопрос в основном зависит от того, что нужно бухгалтеру для составления финансовой отчетности в 2013 г., ведь она является итогом всего бухгалтерского учета. Требование о его ведении, содержащееся в новом Законе о бухгалтерском учете, обратной силы не имеет, и бухгалтеру не надо поднимать всю "первичку" и "забивать" ее в программу. Достаточно правильно оценить имущество и обязательства на начало 2013 г., то есть сформировать входящие остатки по счетам учета. Организация начнет этот год не с нуля, поэтому для формирования достоверной информации о финансовом состоянии организации на основе данных бухучета нужно заполнить баланс на начало отчетного периода, за который "упрощенец" будет составлять отчетность. При этом в балансе отражаются остатки по активам и обязательствам, по доходам и расходам остатков нет, вернее, есть свернутый показатель - нераспределенная прибыль (убыток), без которого тоже не обойтись, на 01.01.2013.


О "переходном" периоде


Если организация-"упрощенец" сформирует остатки по счетам не на 01.01.2013, а на более раннюю дату, например на 01.07.2012 или 01.10.2012, то у нее фактически будет переходный период, в котором можно не только "обкатать" способы бухгалтерского учета, но и проверить сформированные начальные остатки по активам и обязательствам, а при необходимости - подкорректировать их в ходе ведения учета. Переходный период также поможет грамотно и не торопясь написать учетную политику, проработать документооборот на новом уровне, решить вопрос с необходимым количеством регистров учета.


Как оценить начальное сальдо активов и обязательств?


Самый простой и достоверный способ - провести инвентаризацию всех имеющихся активов и обязательств. Однако это достаточно трудоемко и долго, к тому же по отдельным активам у бухгалтера есть информация, и потому можно сузить круг инвентаризируемых объектов до определенного минимума. Чтобы его определить, поясним, в отношении каких активов можно обойтись без проведения инвентаризации.

Данные по ОС и НМА у "упрощенца" уже есть, и неважно - сведения это из программы или отдельного регистра, главное, чтобы они были достоверны, то есть подтверждены документально ("первичкой" по затратам, формирующим стоимость, и распорядительным документом по сроку полезного использования и порядку начисления амортизации). Поэтому можно считать, что данные по счетам 01, 02, 04, 05 имеются. Но их просто так не впишешь в баланс, который построен на методе двойной записи. Не обойтись без корреспондирующего счета. Какой счет выбрать? Если подставлять счета согласно методологии, то нужно будет ввести много неизвестных - можно запутаться. Автор предлагает использовать всего один вспомогательный активно-пассивный счет, предназначенный для корреспонденции как с пассивными, так и с активными счетами. Назовем его счет 00, с его помощью отразим первоначальную стоимость ОС (Дебет 01 Кредит 00), сумму начисленной амортизации (Дебет 00 Кредит 02) и первоначальную стоимость НМА (Дебет 04 Кредит 00), сумму амортизации (Дебет 00 Кредит 05). Аналогичный подход можно использовать при отражении в балансе начальных остатков по иным активам и обязательствам. Сальдо по вспомогательному счету 00 есть не что иное, как разд. III баланса, а точнее, прибыль (убыток), накопленная к отчетной дате, на которую формируются начальные остатки.


Можно ли проверить полученный результат?


Возникает вопрос: можно ли проверить величину нераспределенной прибыли по книге учета доходов и расходов (Приложение 1 к Приказу Минфина России от 31.12.2008 N 154н), которая ведется для расчета единого налога? Очевидно, что для этого потребуются как минимум все книги, которые велись с начала деятельности "упрощенца", ведь в балансе отражается накопленная прибыль (убыток) организации за все время ее существования. Субъектам малого предпринимательства предоставлено право вести бухгалтерский учет доходов и расходов кассовым методом (п. 12 ПБУ 9/99 "Расходы организации"  и п. 18 ПБУ 10/99 "Доходы организации"). А при расчете единого налога в книге учета доходов и расходов все показатели отражаются точно так же - по факту поступления доходов, оплаты осуществленных расходов


Для тех, кто решил обойтись малой кровью...


Организации - субъекты малого предпринимательства формируют бухгалтерскую отчетность по упрощенной системе. В частности, в баланс и отчет о прибылях и убытках включаются показатели только по группам статей (без детализации по статьям). В приложениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках приводится наиболее важная информация, без знания которой невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности. Но насколько сокращенный баланс будет информативен и понятен пользователям? Не будет ли это формальной отпиской? Вопрос остается открытым, а мы напомним, что никто не запрещает "упрщенцам" формировать отчетность в общем порядке (п. 6 Приказа Минфина России N 66н). Поэтому не будет ошибкой, если, ведя учет в упрощенном порядке, бухгалтер составит отчетность в том виде, который рекомендовало финансовое ведомство.


С.В.Булаев

Эксперт журнала

"Актуальные вопросы бухгалтерского учета

и налогообложения"/p>