"Акты и комментарии для бухгалтера", 2012, N N 7, 8


Статья: Комментарий к Федеральному закону от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (Подкопаев М.В.) ("Акты и комментарии для бухгалтера", 2012, N N 7, 8) {КонсультантПлюс}

Новое - забытое старое


Разница между двумя Законами видна уже в основных положениях, декларируемых Законом о бухгалтерском учете, например: 

В п. 1 ст. 1 Закона о бухучете указано, что бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

Закон о бухгалтерском учете не содержит подобного указания. Согласно ему бухгалтерский учет - формирование документированной систематизированной информации об объектах, предусмотренных Законом о бухгалтерском учете, в соответствии с требованиями, установленными данным Законом, и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности (п. 2 ст. 1).

Изменения так же произошли в сфере распространения действия нового Закона, более полным стал список объектов бухгалтерского учета, новый Закон уточняет, что бухгалтерский учет, могут регулировать только, те нормативно правовые акты, которые приняты в соответствии с Законом о бухгалтерском учете и другими федеральными законами.


Кто ведет бухгалтерский учет?


Согласно п. 2 ст. 6 Закона о бухучете руководитель любой организации мог ввести в штат должность бухгалтера или организовать целую бухгалтерскую службу во главе с главным бухгалтером. Он имел также возможность вместо этого вести бухгалтерский учет самостоятельно или передать соответствующие функции на договорной основе сторонней организации.

Законом о бухгалтерском учете право вести бухгалтерский учет лично предоставлено только руководителям субъектов малого и среднего предпринимательства.


Об учетной политике


Закон о бухгалтерском учете, как и его предшественник, уделяет некоторое внимание формированию учетной политики. Напомним, что данной процедуре посвящено ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации".

Обратите внимание! Согласно п. 1 ПБУ 1/2008 оно распространяется на организации, являющиеся юридическими лицами по законодательству РФ, а не на всех экономических субъектов, которые будут вести бухгалтерский учет в соответствии с Законом о бухгалтерском учете. Филиалы и представительства иностранных организаций, находящиеся на территории РФ, могут формировать учетную политику на основании ПБУ 1/2008 либо исходя из правил, установленных в стране нахождения иностранной организации, если последние не противоречат МСФО.


Какими первичными документами можно пользоваться?


Теперь в соответствии с п. 4 ст. 9 Закона о бухгалтерском учете формы первичных учетных документов будет утверждать руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложена обязанность по ведению бухгалтерского учета. Неясно, надо ли в обязательном порядке прилагать к приказу об учетной политике образцы всех используемых в деятельности субъекта первичных учетных документов или можно в большинстве случаев ограничиться ссылками на соответствующие образцы, приведенные в альбомах унифицированных форм.

Здесь надо не забывать о том, что требование оформлять первичные документы может содержаться и в других нормативно-правовых актах, не связанных с регулированием бухгалтерского учета.


Инвентаризация


Инвентаризации подлежат активы и обязательства (ст. 11 Закона о бухгалтерском учете). Теперь она будет подразумевать только проверку наличия соответствующих объектов для сопоставления с записями в регистрах бухгалтерского учета. Ничего не говорится о необходимости определения их состояния и проведения оценки, чего требует ст. 12 Закона о бухучете.


О бухгалтерской отчетности


В отношении сдачи бухгалтерской отчетности в Законе о бухгалтерском учете нет каких-либо исключений для экономических субъектов, как это сделано по поводу ведения бухгалтерского учета, например, для предпринимателей. Формально ее сдача обязательна для всех. В то же время понятно, что лицо, воспользовавшееся правом не вести бухгалтерский учет, не сможет подготовить и бухгалтерскую отчетность. Видимо, для законодателей это показалось очевидным, и они не стали уточнять, что тот, кто не ведет бухгалтерский учет, должен быть освобожден и от сдачи отчетности.

В Законе о бухгалтерском учете не говорится, в какой форме (бумажной, электронной) должна составляться бухгалтерская отчетность. Ясно только, что ее бумажный вариант должен иметь место в любом случае. Только при подписании бумажного экземпляра руководителем экономического субъекта бухгалтерская отчетность будет считаться составленной (п. 8 ст. 13 Закона о бухгалтерском учете).


М.В.Подкопаев

Редактор журнала

"Акты и комментарии для бухгалтера"