"Консультант", 2012, N 3


Статья: KPI: ключи к эффективному управлению (Моденов Е.) ("Консультант", 2012, N 3) {КонсультантПлюс}


С чего начать?


Поскольку система KPI предназначена для понимания того, насколько ключевые показатели деятельности в текущем периоде соотносятся с целями и стратегическими планами в долгосрочном периоде, то и отталкиваться прежде всего нужно от долгосрочных целей и перспектив компании.

Поэтому первым шагом к созданию системы KPI должно стать определение целей, точнее, дерева целей, сформированного по принципу "от общего к частному": цели компании - цели подразделений - цели отделов - цели сотрудников.


Измеряем и отмеряем


После того как цели обозначены, можно перейти ко второму этапу: выбору ключевых показателей эффективности, по которым и будет оцениваться уровень достижения наших целей.

Существуют сотни различных показателей эффективности. Некоторые из них универсальны и применимы к любому виду бизнеса, например ROI (рентабельность инвестиций) или NP (чистая прибыль отчетного периода).

Другие зависят от отрасли (торговля, строительство, сельское хозяйство и т.п.) и функциональной сферы использования (финансы, производство, логистика, персонал и т.д.).

Руководитель одной компании может начать рабочий день с анализа уровня и динамики капитализации. Другой - с объема доходов, числа сотрудников и объема полученных заказов. От того, насколько правильно выбраны показатели KPI, во многом зависит эффективность принятия управленческих решений в целом.

Поскольку каждая компания работает в первую очередь для своих клиентов - потребителей ее товаров или услуг, - то при выборе коэффициентов важно ориентироваться на внешнюю, а не на внутреннюю среду.

Кроме того, необходимо не упускать из виду общую цель, которой должны подчиняться все бизнес-процессы компании.


Подбираем ключи


Можно выделить три основных уровня показателей эффективности, которые целесообразно использовать параллельно для достижения максимального эффекта от применения системы KPI: стратегический, тактический и оперативный.


Примечание. ...используйте стратегический, тактический и оперативный уровни показателей эффективности одновременно: так вы быстрее добьетесь результата...


Ключевые показатели управления финансами


К ключевым показателям управлением финансами относятся:

  • доходность инвестиций: рентабельность активов, собственного капитала, инвестированного капитала; рентабельность по маржинальной прибыли собственного капитала в товарном запасе и дебиторской задолженности;
  • деловая активность: рентабельность продаж, оборачиваемость дебиторской и кредиторской задолженности, доля просроченной дебиторской и кредиторской задолженности, объем реализации выручка по оплате, рентабельность товарных запасов, расходы за период, затраты на инвестиции, чистая прибыль, операционный рычаг, наценка;
  • ликвидность: коэффициенты текущей и срочной ликвидности; финансовая устойчивость: коэффициент покрытия процентов по кредитам;
  • стоимость компании: чистая приведенная стоимость;
  • движение денежных средств: суммы денежных средств по местам их нахождения, оборачиваемость денежных средств, рентабельность денежного потока.

Оценка удовлетворенности


Оценка удовлетворенности акционеров включает в себя: рентабельность активов, собственного капитала, реализации или нормы прибыли, рентабельность денежного потока.

Для клиентов иной перечень: доля рынка сбыта, количество брака, количество претензий покупателей, текучесть активных покупателей, длительность цикла исполнения заказов, доступность товарных запасов для покупателей.

Для персонала важны: производительность труда, средняя текучесть кадров по компании, средняя зарплата персонала.


Чтобы система работала


Система KPI не может быть статичной. Любые изменения приоритетов и целей компании - повод для пересмотра показателей эффективности.

Кроме того, она должна мотивировать сотрудников всех уровней на достижение целей компании: работники должны понимать, как достижение целевых показателей влияет на их доход, бонусы и развитие компании в целом.


Примечание. ...дайте сотрудникам понять, что итоги оценки по KPI повлияют на их премии и возможности повышения по службе...


Точный расчет


Часто считают, что KPI обязательно должны быть количественными. Это не совсем так.

Безусловно, количественные показатели эффективности удобны и предпочтительны: выполнение плана по ним может быть оценено математически, а значит, объективно.

В то же время компания может и должна ставить перед менеджерами качественные цели, если они согласуются с ее стратегией. Не всегда менеджеры готовы понимать сухие цифры. Некоторым из них надо предоставлять информацию о перспективах, чтобы, опираясь на опыт и интуицию, они могли объективно оценить ситуацию.



Е.Моденов

Руководитель проектного отдела

компании "1С:Бухучет и Торговля" (БИТ)