"Финансовая газета", 2011, N N 9, 10


Статья: Правильная индивидуализация товарного знака (Черевадская О.) ("Финансовая газета", 2011, N N 9, 10) {КонсультантПлюс}


ПРАВИЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ТОВАРНОГО ЗНАКА


Узнаваемость компании - это залог ее доходности и стабильности, поскольку, приобретя понравившийся продукт, покупатель может вновь обратиться к его продавцу. Приобретение товарного знака - одна из возможностей для компании быть узнаваемой.

Индивидуализация компании начинается с даты ее регистрации, после нее компании принадлежит исключительное право использовать свое фирменное наименование в качестве средства индивидуализации. Способы использования фирменного наименования в качестве средства индивидуализации законодательством не ограничены. Так, наименование фирмы можно указывать как на внутренних документах (вывесках, бланках, в счетах и иной документации), так и во внешних (объявлениях и рекламе). Кроме того, название можно указывать на товарах или их упаковках.

Следует отметить, что в настоящее время регистрацией компаний занимаются налоговые органы, в обязанности которых не входит проведение экспертизы заявленного наименования.

Другим вариантом индивидуализации предприятия является товарный знак или знак обслуживания.

Тот, кто регистрирует свой бренд, может быть уверен, что второго такого знака, а также похожего на него не существует. Однако, в отличие от бессрочного срока охраны наименования фирмы, свидетельство на товарный знак действует только в течение 10 лет со дня подачи заявки на его государственную регистрацию.

Регистрация товарного знака возлагает на его правообладателя определенные обязательства. Так, зарегистрированный бренд должен постоянно использоваться.


Правовая охрана товарного знака


Товарный знак (знак обслуживания), зарегистрированный должным образом, подлежит правовой охране. Так, согласно п. 1 ст. 1515 ГК РФ товары, этикетки, упаковки товаров, на которых незаконно размещены товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение, являются контрафактными. Правообладатель вправе требовать изъятия из оборота и уничтожения за счет нарушителя контрафактных товаров, этикеток, упаковок товаров, на которых размещены незаконно используемый товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение.

Также правообладатель вправе потребовать возмещения убытков, которые он понес в связи с незаконным размещением товарного знака в соответствии со ст. 15 ГК РФ. При этом под убытками понимаются как реальный ущерб, так и упущенная выгода.

Существует несколько путей приобретения товарного знака: разработать самостоятельно, приобрести по договору отчуждения или приобрести право пользования. Все эти способы вполне легитимны. Однако отражение в учете используемого товарного знака зависит от выбранного способа его приобретения.


Разработка товарного знака


Разработка собственного товарного знака - важная составляющая маркетинга. На рынок выводится новый бренд, который необходимо поддерживать, а именно проводить рекламную кампанию, "раскручивать", поддерживать качество продукции. Для целей бухгалтерского учета товарный знак (знак обслуживания) признается нематериальным активом (далее - НМА). 

Следует обратить внимание на то, что не все понесенные расходы можно учесть в первоначальной стоимости товарного знака. Так например, не подлежат включению в стоимость товарного знака суммы НДС и иные возмещаемые суммы налогов, если обратное не предусмотрено законодательством. 

Бизнес не знает границ, поэтому многие компании хотят выйти на международные рынки и регистрируют свой товарный знак в других странах. Такая регистрация не окажет влияния на стоимость товарного знака. Согласно п. 16 ПБУ 14/2007 после принятия НМА к учету его первоначальная стоимость не может измениться. Данное правило действует и для целей налогообложения. Поэтому расходы на международную регистрацию бренда следует рассматривать в качестве расходов по обычным видам деятельности.


Приобретение товарного знака


Приобретение известного товарного знака - быстрый и надежный путь к узнаваемости. У компании уже нет необходимости вкладываться в "раскрутку" бренда: реклама в СМИ, PR-акции и прочие мероприятия уже были проведены. Поэтому фирме не стоит тратить на продвижение бренда дополнительные средства.

Приобретение товарного знака осуществляется по договору об отчуждении исключительного права на него. Договор заключается в письменной форме. Кроме того, его обязательно следует зарегистрировать в Роспатенте. Только после регистрации договора и уплаты необходимой пошлины право на товарный знак перейдет от правообладателя к покупателю.

При принятии товарного знака к учету на него также оформляют карточку учета нематериальных активов по форме N НМА-1 и составляют акт о его вводе в эксплуатацию.


Получение товарного знака по лицензионному соглашению


Получая товарный знак в пользование, следует помнить, что фирма берет на себя дополнительные обязательства. Так, она обязана использовать товарный знак указанным в договоре образом. Также необходимо обеспечивать соответствие качества оказываемых услуг качеству аналогичных услуг, оказываемых непосредственно правообладателем. Кроме того, компании следует оказывать покупателям все дополнительные услуги, на которые они могли бы рассчитывать, если бы обратились к правообладателю. Также необходимо быть готовым к тому, что владелец товарного знака придет с проверкой на предмет качества оказываемых услуг.


О.Черевадская

Директор по аудиту

ЗАО "Финансовый Контроль и Аудит"


О.Черевадская

Директор по аудиту

ЗАО "Финансовый Контроль и Аудит"