Статья: Конкуренция информации в законодательстве РФ о товарных знаках и правовых нормах РФ о доменных именах (Соколова Е.А.) ("Законы России: опыт, анализ, практика", 2010, N 4) {КонсультантПлюс}


КОНКУРЕНЦИЯ ИНФОРМАЦИИ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РФ О ТОВАРНЫХ ЗНАКАХ И ПРАВОВЫХ НОРМАХ РФ О ДОМЕННЫХ ИМЕНАХ


Пожалуй, в мире не найти сейчас человека, который хотя бы раз в жизни не пользовался сетью Интернет. Реклама, общение, бесплатная почта, поисковые системы - все это и многое другое включает в себя Всемирная паутина.

В настоящее время собственные сайты в Интернете имеют и коммерческие организации, и государственные учреждения, и рядовые граждане. Собственная интернет-страничка - это и основа престижа, и хорошая реклама, а главное - средство, с помощью которого компанию легко будет найти в мировом информационном пространстве. И здесь огромное значение играют домены.

"Система доменных имен DNS (Domain Name System) предназначена для удобства пользователей Интернета и обеспечивает соответствие между сетевыми адресами (IP-адресами), представляющими собой набор цифр, разделенных точками (например, 108.45.1.2), и легко запоминающимися символьными обозначениями, зачастую имеющими соответствия в естественных языках (например, metro.ru). Доменное имя может указывать на характер (содержание) информации, размещенной на соответствующем сайте, либо на его владельца (например, toyota.com или minsvyaz.ru). Система DNS функционирует в соответствии с документами RFC 1034 и RFC 1035" .

В РФ правила, по которым происходят регистрация и администрирование доменов, устанавливает автономная некоммерческая организация "Координационный центр национального домена сети Интернет" (сокращенное название - Координационный центр домена RU). Координационный центр домена RU осуществляет свою деятельность по согласованию с Министерством связи и массовых коммуникаций РФ.

К сожалению, среди прочих охраняемых результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации доменные имена законом не названы. А ведь именно они, по сути своей, являются средством индивидуализации юридических лиц в сети Интернет. В настоящее время любая уважающая себя организация предпочитает иметь созвучное фирменному наименованию и товарному знаку доменное имя. Тем не менее законодатель не посчитал нужным ввести какие-либо отдельные нормы, регулирующие доменные имена, а упомянул о них, лишь говоря про основания для отказа в государственной регистрации товарного знака.

Таким образом, в России до сих пор нет нормативно-правового акта, детально устанавливающего то, как должны соотноситься между собой доменные имена с товарными знаками и фирменными наименованиями.

Данная ситуация вызвала огромное количество так называемых доменных споров: споров, в которых несколько лиц претендуют на одно и то же доменное имя, причем истец обладает правами на товарный знак и (или) фирменное наименование, а ответчик - на доменное имя.

В отношении исков, поданных владельцами товарных знаков, один из моментов, который устанавливает суд, - "приоритеты прав", т.е. у кого права возникли раньше: у истца - на товарный знак или у ответчика - на доменное имя. Иными словами, что было раньше зарегистрировано: товарный знак или доменное имя.

Но есть еще одна важная проблема, касающаяся соотношения товарных знаков и доменных имен. "Правила регистрации доменных имен в домене RU" не упоминают "доменное имя" как отдельное понятие. В них лишь говорится, что "домен - область (ветвь) иерархического пространства доменных имен сети Интернет, которая обозначается уникальным доменным именем".

Таким образом, ГК РФ, "блокируя" регистрацию товарного знака, если зарегистрировано тождественное доменное имя (в ситуации, если зарегистрировано доменное имя fotki.yandex.ru, где Fotki - домен третьего уровня в домене второго уровня Yandex.ru; Yandex - домен второго уровня в домене первого уровня Ru; Ru - домен первого уровня), запрещает регистрацию товарных знаков "fotki", причем во всех классов товаров! И объясняется это как раз тем, что понятие "доменное имя" подменяется понятием "домен".

Масштаб этой проблемы будет носить довольно серьезный характер, так как подобно киберсквоттерам (лицам, перехватывающим доменные имена известных компаний) появится также другая категория лиц, захватывающих товарные знаки с помощью регистрации соответствующих доменов.


Соколова Екатерина Алексеевна, 

юрист.