"Предприниматель без образования юридического лица. ПБОЮЛ", 2009, N 3


Статья: Наименование места происхождения товара как средство индивидуализации (Соколова Г.) ("Предприниматель без образования юридического лица. ПБОЮЛ", 2009, N 3) {КонсультантПлюс}


НАИМЕНОВАНИЕ МЕСТА ПРОИСХОЖДЕНИЯ ТОВАРА КАК СРЕДСТВО ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ


Наименование места происхождения товара - одно из средств индивидуализации, благодаря которому можно выделить свой товар в общем многообразии товаров, производимых как юридическими лицами, так и индивидуальными предпринимателями.

Использование наименования места происхождения товара призвано донести до потребителя информацию о месте производства товара, о его особенных качествах, связанных с географическим объектом, где товар был произведен. Кроме того, государственная регистрация наименования места происхождения товара наделяет правообладателя исключительным правом на него, а действующее законодательство содержит ряд мер, направленных на защиту этого права.

К сожалению, немногие предприниматели знают о требованиях, предъявляемых к наименованию места происхождения товара, подлежащего охране, процедуре его регистрации и способах защиты своего исключительного права. 


Основные понятия


Наименование места происхождения товара призвано выполнять ряд функций. Прежде всего это различительная функция, позволяющая выделить товар среди остальной товарной массы. Помимо различительной функции можно также отметить информационную и рекламную функции. По существу выполняемых функций наименование места происхождения товара схоже с товарными знаками.


Исключительное право на наименование места происхождения товара


Следует отметить, что наименование места происхождения товара подлежит государственной регистрации в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности (Роспатенте). Обозначение может быть зарегистрировано одним или несколькими гражданами или юридическими лицами, после чего они становятся правообладателями в отношении данного наименования. Факт регистрации подтверждается свидетельством. Именно в силу государственной регистрации наименование места происхождения товара подлежит признанию и охране. Кроме того, правообладателям предоставляется исключительное право использования зарегистрированного наименования.

Так, если свидетельство о регистрации наименования у конкретных лиц отсутствует, то его использование данными лицами не допускается, даже если при этом указывается подлинное место происхождения товара или наименование используется в переводе либо в сочетании с такими словами, как "род", "тип", "имитация" и тому подобными. В данном случае имеются в виду попытки некоторых производителей использовать чужие, но довольно "раскрученные" наименования места происхождения товара с приведенными выше оговорками.


Охраняется законом


Наименование места происхождения товара охраняется законом все время, пока существует возможность производить товар, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются природными условиями и (или) людскими факторами, характерными для соответствующего географического объекта.

Однако предоставление правовой охраны - решение о государственной регистрации наименования и о предоставлении исключительного права на него, а также о выдаче соответствующего свидетельства - может быть оспорено. Если предоставление правовой охраны будет признано недействительным, то решение о государственной регистрации и о предоставлении исключительного права подлежит отмене, а запись в Государственном реестре наименований и свидетельство об исключительном праве на наименование места происхождения товара - аннулированию.

Обратите внимание, что установлены различные основания для прекращения государственной регистрации самого наименования и прекращения исключительного права на него.

Прекращение правовой охраны наименования места происхождения товара и действия свидетельства об исключительном праве на такое наименование осуществляется на основании решения Роспатента.

В условиях жесткой конкурентной борьбы грамотное использование средств индивидуализации товаров, работ и услуг позволит предпринимателю защитить свои интересы, отстоять ранее завоеванные позиции и привлечь дополнительных потребителей.


Г.Соколова

Юрисконсульт

ЗАО "Орион-Эстейт"