"Практическая бухгалтерия", 2010, N 7


Статья: Интернет-сайт - инструмент B2C (Химичев А.) ("Практическая бухгалтерия", 2010, N 7) {КонсультантПлюс}


ИНТЕРНЕТ-САЙТ - ИНСТРУМЕНТ B2C


Расширение деятельности компании за счет организации дистанционной торговли - одно из наиболее перспективных направлений в развитии продаж. Самым эффективным инструментом в данной сфере является торговая площадка в виде интернет-сайта. Прежде чем принять решение о создании такого ресурса, стоит проанализировать целый ряд параметров, не забыв привлечь к этому процессу и сотрудников бухгалтерских подразделений.


Создание равных возможностей для потребителей, расположенных в крупных городах (промышленных и торговых центрах), и потребителей удаленных регионов по приобретению необходимых товаров и услуг - вот основные цели технологий B2C (Business-To-Customer), или, иными словами, "Бизнес для потребителя". Наибольший эффект процессов, используемых в этой технологии, достигается при организации прямых продаж через интернет-сайты (организация электронной торговли).

Выгоды такой деятельности очевидны, но не стоит принимать скоропалительные решения и бездумно вкладывать средства в создание торговой площадки в Интернете. Несмотря на большие пробелы в законодательстве, все же есть вполне определенные нормы, игнорирование которых может привести не просто к увеличению затрат по развитию и содержанию такого проекта, но и заставит закрыть его.


Интернет-сайт через призму закона


Вполне понятное для большинства пользователей Интернета сочетание интернет-сайт (веб-сайт) на самом деле не имеет четко определенных законом или иными нормативными актами критериев. Поэтому под интернет-сайтом (далее - сайтом) следует понимать совокупность связанных между собой документов (интернет-страниц), содержащих графические элементы, изображения, текст, базы данных и иную информацию, а также программного обеспечения, с помощью которого осуществляется управление данным информационным ресурсом и обеспечивается доступ к нему по телекоммуникационной сети Интернет по определенному адресу.

По своей сущности все сайты являются информационными ресурсами, несущими информацию, заложенную в них их владельцами. Если рассматривать их структуру, то можно понять, что все они имеют программу для ЭВМ и базу данных, которой данная программа управляет. В свою очередь, база данных может состоять из документов, фотографий, рисунков, аудиовизуальных и других объектов. Гражданский кодекс достаточно четко устанавливает результаты интеллектуальной деятельности, подлежащие охране законом, например: произведения науки, литературы и искусства; программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ), базы данных, исполнения, фонограммы, фирменные наименования, товарные знаки и знаки обслуживания и др. (ст. 1225ГК РФ).


Распоряжаться по праву


Если рассматривать интернет-сайт, не вдаваясь в детали, то первое, что хочется сделать, - учесть его как нематериальный актив (далее - НМА). Однако если пристально приглядеться, то здесь не все так просто, как кажется.

Изготовление любого интеллектуального объекта производиться по чьей-то инициативе. Лицо, организовавшее изготовление сайта как сложного объекта, приобретает право использования результатов такой интеллектуальной деятельности на основании договоров об отчуждении исключительного права или лицензионных договоров, заключаемых таким лицом с обладателями исключительных прав на соответствующие результаты интеллектуальной деятельности (ст. 1240 ГК РФ). При этом не следует путать авторское право и правообладание. Первоначально автор обладает исключительными правами на созданный творческим трудом объект интеллектуальной собственности, однако они могут перейти другому лицу по договору или по иным основаниям, определенным законом (п. 2 ст.1228 ГК РФ).

Автором результата интеллектуальной деятельности признается гражданин, творческим трудом которого создан такой результат. Автору результата интеллектуальной деятельности принадлежит право авторства, а в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом, право на имя и иные личные неимущественные права (ст. 1228 ГК РФ).


Кому поручить творческий процесс?


Создание сайта может производиться двумя способами: либо собственными силами, то есть своими работниками в рамках исполнения ими своих трудовых обязанностей, либо путем передачи заказа сторонним авторам или стороннему подрядчику.

Результат интеллектуальной деятельности (сайт), созданный собственными работниками в пределах их трудовых обязанностей, будет являться служебным произведением. В результате такой деятельности авторские права на него будут принадлежать работникам (авторам), но исключительные права на служебные произведения будут принадлежать работодателю, если иное не предусмотрено трудовым договором или иным договором с авторами.

Если сайт изготавливает сторонний подрядчик, то условия договора должны достаточно точно оговаривать порядок отчуждения исключительного права на использование такого объекта интеллектуальной собственности или пользование правами на основании лицензионного договора, заключенного с обладателями исключительных прав. Когда инициатор создания сайта организовал его создание силами другого лица и впоследствии приобретает право для использования такого объекта, то речь идет о договоре об отчуждении исключительного права.

По договору об отчуждении исключительного права одна сторона (правообладатель) передает или обязуется передать принадлежащее ей исключительное право на результат интеллектуальной деятельности в полном объеме другой стороне (приобретателю).

Исключительные права на сайт могут быть приобретены при помощи лицензионного договора 



Совершенно очевидно, что организация учета сайта - дело не простое. И все же если речь идет об использовании сайта в качестве торговой площадки, то однозначно можно сказать, что большинство таких ресурсов создается на срок более одного года, стоимость такого ресурса (интернет-магазина) превышает 20 000 руб. и права на них чаще всего принадлежат торгующему субъекту. Конечно, есть более разветвленные схемы по поводу правообладания, но в самом простом варианте уже на этапе подготовки к созданию сайта следует учесть особенности его налогообложения и бухучета. Например, учесть различия в методике определения первоначальной стоимости сайта, созданного в рамках служебного задания собственными сотрудниками или сторонним подрядчиком, не забыв при этом об особенностях перехода прав на использование результатов интеллектуальной деятельности.

Правильная организация учета такого мощного торгового инструмента B2C проекта, как сайт, позволит не только снизить издержки по его учету, но и обеспечит эффективную защиту интересов компании, а также будет способствовать удержанию запланированного сегмента рынка при организации электронной торговли.


А.Химичев

Ведущий эксперт