"Торговля: бухгалтерский учет и налогообложение", 2011, N 8


Статья: Как вы лодку назовете... (Манохова С.В.) ("Торговля: бухгалтерский учет и налогообложение", 2011, N 8) {КонсультантПлюс}


КАК ВЫ ЛОДКУ НАЗОВЕТЕ...


В настоящее время на предпринимательском рынке существует огромное количество предприятий и организаций, в том числе торговых. При открытии новой фирмы придумать оригинальное, емкое, многогранное название и в то же время не повториться сложно. А что если организация с таким названием уже существует? Какие отрицательные последствия могут возникнуть в этом случае?


Фирменное наименование


Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в ЕГРЮЛ при государственной регистрации юридического лица. Фирменное наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму и собственно наименование юридического лица, которое не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности. 

Включение в фирменное наименование юридического лица официального наименования "Российская Федерация" или "Россия", а также слов, производных от этого наименования, допускается по разрешению, выдаваемому  Министерством юстиции.

Под словами, производными от официального наименования "Российская Федерация" или "Россия", следует понимать в том числе слово "российский" (и производные от него) как на русском языке, так и на иностранных языках в русской транскрипции, но не слово "русский" (и производные от него).


Возникновение исключительных прав


Юридическому лицу принадлежит исключительное право использования своего фирменного наименования в качестве средства индивидуализации любым не противоречащим закону способом.

Запрещается использовать юридическим лицам фирменное наименование, тождественного фирменному наименованию другого юридического лица или сходного с ним до степени смешения, если указанные юридические лица осуществляют аналогичную деятельность и фирменное наименование второго юридического лица было включено в единый государственный реестр юридических лиц ранее, чем фирменное наименование первого юридического лица. Нарушитель обязан по требованию правообладателя прекратить использование такого наименования организации и возместить правообладателю причиненные убытки.


Судебные тяжбы


Судебные дела, касающихся использования предприятиями тождественных фирменных наименований, можно рассмотреть с двух позиций:

  • насколько велики шансы предприятий отстоять в суде право на использование фирменного наименования организации, принудив "двойника" прекратить его использование;
  • чем грозит организации торговли присвоение чужого фирменного наименования.


* * *


Что можно порекомендовать организациям?

Принимая решение о присвоении организации фирменного наименования, самостоятельно ознакомиться со сведениями, внесенными в ЕГРЮЛ, на предмет выявления "двойников". Это можно сделать на официальном сайте ФНС в сети Интернет.

Для подбора названия организация всегда может обратиться к профессионалам - специалистам по неймингу (от английского слова "naming" - присваивание имен), которые не только подберут индивидуальное название, но и проанализируют то, как оно повлияет на потенциальных клиентов, изучат возможные отрицательные ассоциации и пр.


С.В.Манохова

Редактор журнала

"Торговля:

бухгалтерский учет

и налогообложение"