"Туристические и гостиничные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение", 2008, N 6


Статья: Франчайзинг. Учет и налоги (Преснякова Е.В.) ("Туристические и гостиничные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение", 2008, N 6) {КонсультантПлюс:Информационный Банк:Бухгалтерская пресса и книги}



ФРАНЧАЙЗИНГ. УЧЕТ И НАЛОГИ

Специалисты все чаще говорят о том, что независимое вхождение на туристический рынок стало сегодня неоправданно рискованным, а зачастую и нерентабельным делом. Особенно это касается турфирм-одиночек, которые только-только приходят на региональные рынки и еще не наработали лояльной клиентуры, которая не сменит любимых турагентов ни при каких условиях. В меньшей степени тех, кто разрабатывает собственную нишу (например, индивидуальные туры, экстремальный, приключенческий туризм, туры в экзотические страны). В целом же потребитель туристических услуг все больше ориентируется на бренды, уже зарекомендовавшие себя и вызывающие у него доверие. Чтобы воспользоваться преимуществами узнаваемости, а также другими плюсами работы в сети с известным именем, турфирма может заключить договор франчайзинга. 

Схема взаимодействия франчайзинговых партнеров проста. Франчайзер - компания, создавшая успешный бизнес, "раскрутившая" товарный знак - передает по договору франчайзинга модель ведения дел в рамках заданных стандартов франчайзи - покупателю франшизы. На туристическом рынке большинство франшизных предложений - от турагентств. Но одновременно все больше развивается туроператорский франчайзинг. И это понятно: за годы работы компании-туроператоры сделали себе имя и получили возможность зарабатывать на нем.

В целом работа с франчайзинговыми сетями позволяет туроператору структурировать канал сбыта и планировать свои продажи. Сетевики способны эффективно поддержать оператора в период "горения" - пониженного спроса на турпродукт. Сеть выступает как оптовый покупатель и ежедневно дает оператору много больше бронирований, чем разрозненные турагентства. Естественно, за все это оператору приходится платить, а именно - повышенной комиссией для сетевиков (в среднем комиссия с продажи тура у сетевого агентства на 3 - 4% выше, чем у несетевого). В известной степени сети способны даже диктовать условия сотрудничества туроператору (по этой причине собственная франчайзинговая сеть - еще и наиболее лояльный для оператора канал сбыта).

Чтобы сказать, какие выгоды, помимо повышенной комиссии, извлечет турагентство из вхождения в сеть, нужно оценить конкретный франшизный пакет. Обычно это бонусные программы, ознакомительные туры со скидками от туроператора, консолидация рекламных бюджетов, участие в семинарах и тренингах, готовые должностные инструкции для персонала, макет оформления помещения агентства или подробные рекомендации по его оформлению, юридически выверенный пакет документов для осуществления деятельности, бесплатный доступ к базе предложений туроператоров (как правило, с административного интерфейса корпоративного сайта), экономия на разработке и обслуживании собственного сайта (на корпоративном сайте обычно выкладываются адреса всех сетевых агентств или даже открывается персональная страничка для каждого турагентства), бесплатное подключение к единому программному обеспечению для учета, бесплатные услуги единого call-центра (работающего по принципу "какой офис ближе тому или иному клиенту"), консультационная и юридическая поддержка управляющей компании.

С точки зрения франчайзера, продажа франшиз - это, во-первых, еще один способ повышения узнаваемости бренда: чем больше компания имеет франчайзи, тем шире их география и тем более узнаваемым становится бренд. Во-вторых, это дополнительный доход от продажи имени и бизнес-технологий. В-третьих, развитие компании без отвлечения собственных и привлечения заемных средств. Наконец, это и некий перманентный способ продажи бизнеса, при котором собственник остается у руля своей компании.

Большинство российских франчайзинговых сетей разрешают пользоваться турагентству своим собственным названием одновременно с использованием товарного знака (знака обслуживания) франчайзера. Выглядит это примерно так: большой логотип и название сети, а внизу маленькими буковками в цветовой гамме сети - собственное название агентства. Потребитель знает, что турфирма работает в рамках сети, но и о ее имени не забывает.



Е.В.Преснякова

Эксперт журнала

"Туристические и гостиничные услуги:

бухгалтерский учет и налогообложение"