"Управление персоналом", 2009, N 11


Статья: Как работать "без столов" (Сардарян А.) ("Управление персоналом", 2009, N 11) {КонсультантПлюсИнформационныйБанк:Бухгалтерская пресса и книги}



КАК РАБОТАТЬ "БЕЗ СТОЛОВ"

Тенденции века


Виртуализация бизнеса сегодня может рассматриваться в нескольких направлениях: это и перевод сотрудников на удаленную форму работы, и оснащение головных офисов и филиалов современными телекоммуникационными средствами, и ведение бизнеса в формате "виртуального офиса", и организация специальных "горячих рабочих мест". Все это уже давно взяли на вооружение американские и западноевропейские работодатели. К примеру, сегодня практически во всех странах ЕС существуют ассоциации по дистанционной работе (телеработе), а также формируются специальные электронные биржи труда.

Преимущества удаленной работы очевидны. Это и снижение стоимости аренды офисных помещений, и уменьшение затрат, связанных с передвижением сотрудников, и сокращение накладных расходов, и увеличение лояльности персонала компании.

Удаленная работа помогает реализовать и социальную миссию. Так, она удобна для людей с ограниченными возможностями, женщин, воспитывающих детей, людей, ухаживающих за престарелыми и больными. Кроме того, телеработа может позволить людям, проживающим в районах высокой безработицы, найти достойную и хорошо оплачиваемую работу, не уезжая из дома.

Для большей части сотрудников возможность дистанционной работы квалифицируется как важное конкурентное преимущество компании на рынке труда. Плюсы подобной организации рабочей деятельности для современного сотрудника ясны: это и сокращение времени на поездку от дома до работы и обратно, и более гибкий график работы, и экономия на оплате транспорта, и сокращение количества производственных стрессов.

Однако в "виртуальном" присутствии на рабочем месте есть и свои существенные минусы. Так, к примеру, удаленные сотрудники часто даже не знают друг друга, а о "корпоративном духе" и "духе команды" здесь говорить даже не приходится. А те работники, которые привыкли активно взаимодействовать с коллегами и решать задачи в команде, а не "поодиночке", вряд ли продемонстрируют при работе дома высокие результаты.

Самый главный минус в том, что не все люди обладают достаточной степенью самодисциплины, чтобы заставить себя добросовестно выполнять поставленные задачи в домашних условиях.

Сегодня в западных фирмах нередко можно встретить модель бизнеса по формату "виртуального офиса". При такой модели в "настоящем", реальном, офисе располагается только секретарь, а также может быть арендована комната для переговоров. Остальные сотрудники и руководители компании работают дома, выходя на связь друг с другом через Интернет или видеосвязь и получая необходимую для работы информацию с корпоративного сервера. Основной принцип виртуального офиса - сокращение расходов на аренду без ущерба качеству работы. Виртуальные офисы могут насчитывать десятки и сотни сотрудников, которые работают на дому. При этом в офисе находится лишь несколько сотрудников, ответственных за распределение заказов и координацию работы.

Однако при подобной модели бизнеса возникает ряд существенных сложностей. Во-первых, у большинства российских руководителей "виртуальный офис" ассоциируется с негативным оттенком. Отечественные бизнесмены опасаются, что подобная модель бизнеса, где создается видимость активности в офисе, может серьезно сказаться на репутации фирмы.

По этой причине к "виртуальному офису" на российском рынке прибегают лишь небольшие компании, которые стремятся сэкономить на аренде помещений и последующих накладных расходах. К примеру, это удобно для компаний, которые работают в регионах, а содержать представительский офис в столице им слишком накладно. Так, чтобы принять важного гостя в офисе, в бизнес-центрах предлагается услуга по аренде комнаты для переговоров и даже кабинет руководителя.


Виртуализация бизнеса, несомненно, уверенно разрастается среди отечественных компаний. И кто знает, может, пророчества о новых онлайн-компаниях сбудутся в самом ближайшем времени, а кризис даст лишний толчок как зарубежным, так и отечественным фирмам в деле становления на путь освоения новейших телекоммуникационных технологий и переориентации на иные форматы ведения бизнеса.


А.Сардарян