"Кадровик. Кадровое делопроизводство", 2011, N 7

 

ИСКЛЮЧЕНИЯ ИЗ ПРАВИЛ. ОСОБЕННОСТИ ПРИЕМА

ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ ИНОСТРАННЫХ РАБОТНИКОВ

 

В материале автор обратился к различным нюансам оформления уведомлений и разрешений в зависимости от того, откуда приезжает иностранный работник, каким статусом обладает на территории России и на какую должность устраивается.

 

Процесс легального найма и использования иностранной рабочей силы связан с неукоснительным исполнением многочисленных законодательно установленных норм и процедур и подразумевает наличие значительного документооборота, касающегося статуса иностранного гражданина, его права на работу в РФ, процедуры найма и кадрового администрирования в процессе работы, а также его увольнения. Особенно важно обратить внимание на то, что в зависимости от того, из какой страны приезжает иностранный работник, на какую должность он устраивается, зависит количество различных уведомлений и разрешений.

Такой большой объем специализированного документооборота, связанного с трудоустройством иностранных граждан, правильно вести кадровой службе работодателя, работники которой не специализируются в данной области, крайне затруднительно.

Нарушение установленных законом норм и регламентов, отсутствие или неправильное оформление документов влечет серьезную ответственность работодателя, учитывая размеры административных штрафов, установленных КоАП РФ, и санкции, предусмотренные УК РФ за нарушения в области миграционного законодательства.

Ситуация усугубляется динамичным развитием законодательства в сфере миграции (как следствие, изменением правил и процедур привлечения иностранных граждан), а также сложностью для понимания большинства нормативных правовых актов в этой области, которые изложены грамматически тяжеловесным языком, многосложными предложениями с большим количеством знаков препинания. В результате затрудняется их однозначное понимание, что позволяет органам исполнительной и судебной власти действовать по принципу: "Казнить нельзя помиловать".

Однако наиболее острой проблемой в вопросе использования иностранной рабочей силы является отсутствие официальных комментариев и вообще информации, имеющейся в свободном доступе, разъясняющих "правила игры" ее основным участникам - иностранным работникам и их работодателям. Вот некоторые исключения из этих правил, которых как бы не оказалось больше, чем самих правил, рассмотрены в этой статье.

 

Кому не нужны разрешения на работу

 

На настоящий момент перечень документов, необходимых для осуществления иностранными гражданами в Российской Федерации трудовой деятельности, установлен Федеральным законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (ред. от 21.04.2011, далее - Закон N 115-ФЗ).

Общим правилом для трудоустройства иностранного гражданина является наличие у работодателя разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а у иностранного гражданина - разрешения на работу.

Однако из этого правила Законом N 115-ФЗ предусмотрены разнообразные исключения.

1. Работодатель имеет право привлекать и использовать иностранных работников без разрешения на привлечение и использование иностранных работников, если иностранные граждане:

- прибыли в Российскую Федерацию из Азербайджана, Армении, Казахстана, Кыргызской Республики, Молдовы, Таджикистана, Узбекистана, Украины - государств с безвизовым режимом въезда;

- являются высококвалифицированными специалистами;

- являются членами семьи высококвалифицированного специалиста (ВКС).

Таким образом, получать разрешение на привлечение и использование иностранных работников работодателю необходимо лишь в случае, если они прибыли из государств с визовым режимом въезда и не являются высококвалифицированными специалистами.

2. Работодатель имеет право привлекать и использовать иностранных работников без разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранным работникам не требуется получать разрешение на работу, если они:

- постоянно проживают в РФ (имеют вид на жительство);

- являются участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников (некоторые работодатели предпочитают работать именно с этой категорией иностранцев);

- являются сотрудниками дипломатических представительств, работниками консульских учреждений иностранных государств в РФ, сотрудниками международных организаций, а также частными домашними работниками указанных лиц;

- являются работниками иностранных юридических лиц, выполняющих монтажные (шефмонтажные) работы, сервисное и гарантийное обслуживание, а также послегарантийный ремонт поставленного в РФ технического оборудования (ситуация, в которой ваша организация имеет соответствующий договор с иностранной компанией, в рамках которого та командирует к вам своих работников. Иностранным специалистам из визовых государств в таком случае оформляется обыкновенная деловая виза с указанной целью визита "техобслуживание");

- являются журналистами, аккредитованными в РФ;

- обучаются в образовательных учреждениях профессионального образования РФ и выполняют работы в течение каникул;

- обучаются в образовательных учреждениях профессионального образования РФ и работают в свободное от учебы время в качестве учебно-вспомогательного персонала в тех образовательных учреждениях, в которых они обучаются;

- приглашены в РФ в качестве научных работников или преподавателей;

- являются работниками аккредитованных на территории РФ представительств иностранных юридических лиц в пределах численности, согласованной при аккредитации на основе принципа взаимности в соответствии с международными договорами Российской Федерации, при условии, что такие договоры предусматривают освобождение от необходимости оформления разрешения (в настоящее время соответствующий международный договор имеется только с Францией);

- являются беженцами, получили временное убежище, имеют свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем;

- являются гражданами Республики Беларусь.

Перечисленные выше случаи распространяются на иностранных граждан независимо от их режима въезда в РФ. Для привлечения остальных категорий иностранных граждан оформление разрешительных документов обязательно.

Также Законом N 115-ФЗ предусмотрен упрощенный порядок привлечения иностранных работников и оформления им разрешительных документов при реализации некоторых государственных программ. Это касается привлечения иностранных специалистов на строительство объектов, связанных с проведением:

XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в г. Сочи (Федеральный закон от 01.12.2007 N 310-ФЗ "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", ред. от 30.07.2010);

встречи глав государств и правительств стран - участников форума "Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество" в 2012 г. в г. Владивостоке (Федеральный закон от 08.05.2009 N 93-ФЗ "Об организации проведения встречи глав государств и правительств стран - участников форума "Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество" в 2012 году, о развитии города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", ред. от 05.04.2011);

а также осуществлением трудовой деятельности на территории инновационного центра "Сколково" (Федеральный закон от 28.09.2010 N 244-ФЗ "Об инновационном центре "Сколково", ред. от 23.12.2010).

Законом N 115-ФЗ также установлены территориальные ограничения на осуществление трудовой деятельности иностранными работниками.

А именно:

- временно пребывающий иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта, на территории которого ему выдано разрешение на работу;

- временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин (получивший разрешение на временное проживание) не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта, на территории которого ему разрешено временное проживание.

В случае нарушения указанных требований работодатель может быть привлечен к административной ответственности в соответствии с ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ.

Исключения из названного правила предусмотрены только для иностранных граждан, которые работают на должностях, указанных в перечне, утвержденном Приказом Минздравсоцразвития России от 28.07.2010 N 564н "Об установлении случаев осуществления трудовой деятельности иностранным гражданином или лицом без гражданства, временно пребывающими (проживающими) в Российской Федерации, вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого им выдано разрешение на работу (разрешено временное проживание)", и возможны лишь в случае, если они направляются в командировку либо их работа носит разъездной характер и это отражено в трудовом договоре, а также для высококвалифицированных специалистов на условиях, отраженных в названном Приказе.

Территориальные ограничения на привлечение иностранных работников связаны также с существованием ряда территорий, организаций и объектов, для въезда на которые иностранным гражданам требуется специальное разрешение. Перечень таких территорий установлен Постановлением Правительства РФ от 11.10.2002 N 754 "Об утверждении Перечня территорий, организаций и объектов, для въезда на которые иностранным гражданам требуется специальное разрешение" (ред. от 14.07.2006).

 

Ограничения по виду деятельности

 

Еще одним необходимым условием для привлечения иностранных работников является осуществление ими трудовой деятельности только по тому виду деятельности (должности), который указан в разрешении на работу.

В противном случае работодатель может быть привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ.

Это объясняется тем, что разрешение на работу иностранному гражданину выдается в рамках квот на выдачу таких разрешений, ежегодно устанавливаемых Правительством РФ.

Кроме того, работодателям, использующим труд иностранных работников, необходимо помнить, что Правительство ежегодно с учетом региональных особенностей рынка труда и необходимости в приоритетном порядке трудоустройства граждан Российской Федерации устанавливает допустимую долю иностранных работников, используемых в различных отраслях экономики.

На 2011 г. указанная доля иностранных работников установлена Постановлением Правительства РФ от 27.11.2010 N 947 "Об установлении на 2011 год допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в сфере розничной торговли и в области спорта на территории Российской Федерации". Организации, заявившие при государственной регистрации предприятий виды экономической деятельности (согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности) по кодам 52.25.1, 52.25.12, 52.62, 52.63, не вправе привлекать и использовать иностранных работников вне зависимости от должности. К таким видам деятельности относятся:

- розничная торговля алкогольными напитками, включая пиво (код 52.25.1), - в размере 0% общей численности работников, используемых указанными хозяйствующими субъектами;

- розничная торговля фармацевтическими товарами (код 52.31) - в размере 0% общей численности работников, используемых указанными хозяйствующими субъектами;

- розничная торговля в палатках и на рынках (код 52.62) - в размере 0% общей численности работников, используемых указанными хозяйствующими субъектами;

- прочая розничная торговля вне магазинов (код 52.63) - в размере 0% общей численности работников, используемых указанными хозяйствующими субъектами.

Организации, осуществляющие прочую деятельность в области спорта (код 92.62), вправе привлекать иностранных работников в размере 25% общей численности работников, используемых указанными хозяйствующими субъектами.

 

Порядок уведомления органов исполнительной власти

 

Необходимость уведомления органов исполнительной власти о привлечении и использовании иностранных работников, прибывших из государств с безвизовым режимом въезда, закреплена в п. 9 ст. 13.1 Закона N 115-ФЗ.

Из текста Закона следует, что работодатель в случае трудоустройства мигрантов, прибывших из Азербайджана, Армении, Казахстана, Кыргызской Республики, Молдовы, Таджикистана, Узбекистана, Украины (необходимость уведомления о приеме на работу граждан Республики Беларусь будет рассмотрена отдельно), обязан уведомлять следующие органы исполнительной власти - орган службы занятости населения в субъекте Федерации и Управление ФМС России в субъекте Федерации в трех случаях.

Первый раз он уведомляет указанные органы о факте заключения трудового договора с мигрантом. Форма уведомления утверждена Приказом ФМС России от 28.06.2010 N 147 (далее - Приказ N 147; Приложение N 5 к Приказу N 147).

Второй раз - если предоставляет иностранному работнику отпуск без сохранения заработной платы при условии, что продолжительность такого отпуска в течение календарного года превышает месяц. Форма уведомления - Приложение N 9 к Приказу N 147.

В данной ситуации у многих возникает вопрос о необходимости уведомления в случае, если такой отпуск предоставляется не единовременно на срок более месяца, а складывается из нескольких предоставленных отпусков в течение года. Формулировка Закона на этот счет довольно туманна и оставляет вопрос открытым. Во избежание возможного нарушения требований миграционного законодательства полагаю возможным направлять соответствующее уведомление и в случае, если в совокупности срок предоставления нескольких таких отпусков составит месяц с начала календарного года.

Третий раз необходимость уведомлять указанные органы возникает в случае расторжения трудового договора с мигрантом. Форма уведомления - Приложение N 10 к Приказу N 147.

Здесь необходимо разграничить понятия "расторжение трудового договора" и "прекращение трудового договора", ввиду того что Законом предусмотрено уведомление лишь в случае расторжения трудового договора.

ТК РФ выделяет следующие случаи расторжения трудового договора с работником:

- по соглашению сторон (ст. 78 ТК РФ);

- по инициативе работника (ст. 80 ТК РФ);

- по инициативе работодателя (ст. 81 ТК РФ).

Таким образом, указанное уведомление направляется лишь в случае, если основанием прекращения трудовых отношений будет являться расторжение трудового договора.

Ситуация, когда трудовые отношения с работником прекращаются по истечении срока действия заключенного срочного трудового договора, не требует уведомления органа службы занятости и Федеральной миграционной службы.

Срок, в который указанные уведомления должны быть направлены в орган службы занятости населения и Федеральной миграционной службы, утвержден Приказом N 147 (Приложение N 6) и составляет 3 рабочих дня с даты заключения или расторжения договора, а также предоставления отпуска.

 

Уведомлять или не уведомлять налоговые органы

 

Открытым вопросом до настоящего времени является необходимость уведомления работодателем налогового органа по месту своего учета о привлечении и использовании иностранных работников из государств с безвизовым режимом въезда.

Эта обязанность регламентирована пп. 4 п. 8 ст. 18 Закона N 115-ФЗ. "Работодатель или заказчик работ (услуг), пригласившие иностранного гражданина в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности либо заключившие с иностранным работником в Российской Федерации новый трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг), обязаны уведомить налоговый орган по месту своего учета о привлечении и об использовании иностранных работников в течение 10 дней со дня подачи ходатайства о выдаче иностранному гражданину приглашения в целях осуществления трудовой деятельности, либо прибытия иностранного гражданина к месту работы или к месту пребывания, либо получения иностранным гражданином разрешения на работу, либо заключения с иностранным работником в Российской Федерации нового трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), либо приостановления действия или аннулирования разрешения на привлечение и использование иностранных работников, либо приостановления действия или аннулирования разрешения на работу иностранному гражданину, зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, либо аннулирования разрешения на работу иностранному работнику".

В соответствии с разъяснениями Федеральной налоговой службы (Письмо от 14.02.2008 N ШС-6-3/102@@ "Об уведомлении налогового органа о привлечении и использовании иностранных работников") работодатель обязан уведомлять налоговый орган при наступлении хотя бы одного из вышеперечисленных оснований, но в отношении каждого из привлекаемых к осуществлению трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан. Как правило, в качестве основания для уведомления работодатель выбирает заключение с иностранным гражданином трудового договора.

Форма такого уведомления законодательно не утверждена. В целях единообразного применения вышеуказанной нормы Письмом ФНС России от 24.08.2007 N ГИ-6-04/676@@ "О размещении примерной формы уведомления о привлечении и использовании иностранной рабочей силы" работодателям было рекомендовано использовать при представлении уведомления в налоговые органы форму, содержащуюся в данном Письме.

По вопросу необходимости уведомления налогового органа о привлечении и использовании иностранных работников из государств с безвизовым режимом въезда существуют две точки зрения.

Первой придерживаются Федеральная налоговая служба и ФМС России. Она изложена в Письме ФНС России от 14.02.2008 N ШС-6-3/102@@ "Об уведомлении налогового органа о привлечении и использовании иностранных работников", в соответствии с текстом которого "работодатель или заказчик работ (услуг) обязан уведомлять налоговый орган в отношении каждого из привлекаемых к осуществлению трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан независимо от того, в визовом или безвизовом порядке прибыли они в Российскую Федерацию".

Такая же позиция закреплена в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2009 г. (утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 16.09.2009), согласно которому "обязанность по уведомлению налогового органа о привлечении к трудовой деятельности иностранного гражданина возложена на работодателя независимо от того, в визовом или безвизовом порядке прибыл работник в РФ. Соответственно, действия лица, не уведомившего налоговый орган по месту своего учета о привлечении к трудовой деятельности иностранного гражданина или лица без гражданства, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 18.15 КоАП РФ".

Другая точка зрения изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.02.2010 N 11773/09, в соответствии с которым Закон предусматривает уведомление работодателем налогового органа в случае приглашения им иностранного гражданина в Российскую Федерацию для осуществления трудовой деятельности либо заключения с этим гражданином нового трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг).

Однако приглашение на въезд в Российскую Федерацию - документ, являющийся основанием для выдачи иностранному гражданину визы либо для въезда в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, в случаях, определенных Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Поскольку федеральными законами и международными договорами Российской Федерации для граждан Азербайджана, Армении, Казахстана, Кыргызской Республики, Молдовы, Таджикистана, Узбекистана, Украины обязанность получения приглашения для въезда в Российскую Федерацию не установлена, положение, предусматривающее обязанность работодателя (заказчика работ) уведомлять налоговый орган о привлечении и использовании иностранных работников, не подлежит применению.

Учитывая отсутствие единой точки зрения по данному вопросу, большинство работодателей предпочитают уведомлять налоговые органы о привлечении иностранных работников независимо от режима их въезда в РФ.

Что касается необходимости уведомления о привлечении к трудовой деятельности граждан Республики Беларусь, ответ на этот вопрос содержится в Письме ФНС России от 14.02.2008 N ШС-6-3/102@@ "Об уведомлении налогового органа о привлечении и использовании иностранных работников". Согласно тексту Письма "в соответствии со статьей 7 Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о равных правах граждан от 25 декабря 1998 года договаривающиеся стороны обеспечивают гражданам России и Беларуси равные права на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-правовых гарантий на территориях России и Беларуси".

Кроме того, согласно п. 1 Решения Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22.06.1996 N 4 "О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий" порядок регулирования привлечения и использования иностранной рабочей силы, действующей на основе национального законодательства, в отношении граждан Республики Беларусь в Российской Федерации и граждан Российской Федерации в Республике Беларусь не применяется.

Таким образом, привлечение к осуществлению трудовой деятельности на территории России граждан Республики Беларусь осуществляется на общих основаниях без применения закрепленного в законодательстве Российской Федерации порядка привлечения и использования иностранной рабочей силы, т.е. не требует уведомления органов исполнительной власти в случае привлечения к трудовой деятельности граждан Белоруссии.

 

Если есть разрешение на временное проживание

и вид на жительство

 

Для ответа на вопрос, необходимо ли уведомлять и если да, то какие органы исполнительной власти, в случае привлечения к трудовой деятельности иностранного гражданина, прибывшего в РФ в безвизовом порядке и имеющего разрешение на временное проживание либо вид на жительство, обратимся к тексту Закона N 115-ФЗ еще раз.

"Работодатели или заказчики работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и имеющих разрешение на работу, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции и орган исполнительной власти, ведающий вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации, о заключении и расторжении трудовых договоров или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) с иностранными работниками, а также о предоставлении им отпусков без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года".

Из текста следует, что основанием для уведомления указанных органов власти является заключение и расторжение договоров, предоставление отпусков без сохранения зарплаты продолжительностью более одного календарного месяца в течение года иностранным работникам.

Согласно п. 1 ст. 2 Закона N 115-ФЗ иностранный работник - иностранный гражданин, временно пребывающий в Российской Федерации и осуществляющий в установленном порядке трудовую деятельность.

Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание.

Получается, что по тексту Закона N 115-ФЗ временно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане (т.е. имеющие разрешение на временное проживание) по определению не относятся к категории иностранных работников и их привлечение не требует указанных уведомлений.

Необходимость уведомления налогового органа в указанной ситуации работодатель вправе определять для себя самостоятельно на основании приведенных выше позиций Верховного Суда РФ, ФНС России, ФМС России и Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ.

 

Уведомление органов исполнительной власти о привлечении ВКС

 

Отдельной категорией с позиции уведомления органов исполнительной власти об их привлечении к трудовой деятельности являются высококвалифицированные специалисты.

Процедура привлечения этой категории иностранных граждан регламентирована ст. 13.2 Закона N 115-ФЗ. В соответствии с п. 13 статьи работодатели, привлекающие высококвалифицированных специалистов, обязаны уведомлять федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции:

- об исполнении обязательств по выплате заработной платы (ежеквартально не позднее последнего рабочего дня месяца, следующего за отчетным кварталом). Форма уведомления - Приложение N 7 к Приказу N 147;

- о случаях расторжения договоров с данными высококвалифицированными специалистами (по факту, срок направления уведомления законодательно не установлен). Форма уведомления - Приложение N 11 к Приказу N 147;

- о случаях предоставления им отпусков без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года (по факту, срок направления уведомления законодательно не установлен). Форма уведомления - Приложение N 8 к Приказу N 147.

Обращаю внимание, что в качестве адресата в бланке уведомления указан территориальный орган Федеральной миграционной службы (т.е. УФМС России в регионе осуществления трудовой деятельности иностранным специалистом), в то время как Законом N 115-ФЗ адресат определен как федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции (т.е. ФМС России).

Помимо этого, в соответствии с п. 16 ст. 13.2 Закона N 115-ФЗ работодатель обязан в течение 30 дней со дня получения высококвалифицированным специалистом разрешения на работу представить в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции сведения о постановке данного высококвалифицированного специалиста на учет в налоговых органах Российской Федерации.

 

Постановка на миграционный учет граждан Белоруссии и Украины

 

Отдельными категориями иностранных граждан при постановке на миграционный учет следует выделять высококвалифицированных специалистов, граждан Республики Беларусь и граждан Украины.

В соответствии с п. 4.1 ст. 20 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" (ред. от 20.03.2011) высококвалифицированные специалисты и члены их семей освобождаются от необходимости их постановки на миграционный учет по месту пребывания на срок, не превышающий 90 дней со дня их въезда на территорию Российской Федерации.

После истечения такого 90-дневного срока они обязаны встать на миграционный учет в срок, не превышающий 7 рабочих дней.

Будучи поставленными на учет по месту пребывания, в случае их передвижения по территории Российской Федерации и при прибытии в новое место пребывания они освобождаются от необходимости постановки на миграционный учет по месту пребывания на срок, не превышающий 30 дней.

После истечения такого 30-дневного срока они обязаны встать на миграционный учет в срок, не превышающий 7 рабочих дней.

Высококвалифицированные специалисты, обладающие правом собственности на жилое помещение, получили возможность быть принимающей стороной для членов своей семьи и ставить их на миграционный учет.

Граждане Республики Беларусь, несмотря на свободный въезд в РФ (без миграционной карты) в рамках Союзного государства, подлежат постановке на миграционный учет. Срок их пребывания на территории РФ составляет, как и для граждан других государств с безвизовым режимом въезда, не более 90 дней со дня въезда в РФ. Законом предусмотрена возможность продления срока пребывания иностранных граждан в случае заключения ими трудового договора.

Основанием для такого продления является получение ими разрешения на работу. Однако согласно Решению Высшего Совета Сообщества Белоруссии и России от 22.06.1996 N 4 "О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий" порядок регулирования привлечения и использования иностранной рабочей силы в отношении граждан Республики Беларусь в Российской Федерации не применяется, в силу чего белорусы освобождены от необходимости получения разрешения на работу.

Получается, что продлить срок пребывания белорусам в рамках Закона не представляется возможным. В такой ситуации гражданам Республики Беларусь по истечении указанных 90 дней необходимо выезжать за пределы РФ, чтобы не нарушать Закон.

Однако отсутствие необходимости получать при въезде в РФ миграционную карту (документ, служащий для контроля за въездом иностранцев в РФ) позволяет белорусам, не выезжая по истечении 90-дневного срока, заявить о своем прибытии (на практике доказать подобное возможно лишь в случае проверки места проживания иностранца на основании свидетельских показаний) и быть заново поставленными на миграционный учет сроком на 90 дней.

Что касается граждан Украины, то в соответствии с абз. 2 ст. 1 Соглашения между Правительством РФ и Правительством Украины о безвизовых поездках граждан Российской Федерации и Украины от 16.01.1997 (в ред. Протокола от 30.10.2004) "граждане государств одной стороны на основе взаимности освобождаются от регистрации в компетентных органах по месту их пребывания на территории государства другой стороны, если срок такого пребывания не превышает 90 дней с момента въезда на территорию государства этой другой стороны, при наличии у них миграционной карты с отметкой органов пограничного контроля, проставленной при въезде на территорию государства пребывания".

Образцы форм для заполнения Вы можете посмотреть здесь


Библиографический список

 

1. Володин Е. Алгоритм действия работодателя при найме иностранного работника. Методические рекомендации для субъектов малого и среднего предпринимательства г. Москвы, разработанные в рамках проекта "Неотложная правовая помощь малому бизнесу Москвы" (НПП МБМ). М.: ЗАО "Московское агентство по развитию предпринимательства", 2010.

2. Правоприменительная практика в области регулирования внешней трудовой миграции. Бюро Международной организации по миграции (Бюро МОМ) в Москве. М.: НП МАТМ, 2010. 72 с.

3. Волох В.А., Володин Е.В. Что контролирует ФМС России // Кадровое дело. 2010. N 12. С. 38 - 43.

4. Волох В.А. Трудовая миграция: политико-правовые и социально-экономические аспекты привлечения и использования иностранной рабочей силы: Монография. М.: Спутник+, 2010. 252 с.

5. Воронина Н.А. Миграционное законодательство России: состояние, проблемы, перспективы: Монография. М.: Спутник+, 2010. 221 с.

 

Е.Володин

Член экспертного совета

Некоммерческого партнерства

"Международный Альянс

"Трудовая Миграция",

руководитель

Департамента миграционного аудита

ГК "ОСТ"

Подписано в печать

10.06.2011