"Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2012, N 4

 

Интервью: Ирина Баранова: "Российский менталитет мешает эффективным коммуникациям внутри компании" ("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2012, N 4) {КонсультантПлюс}

О корпоративных коммуникациях наш журнал поговорил с директором по персоналу ООО "Крахмальный завод "Гулькевичский" Ириной Барановой. Она рассказала о сложностях внедрения коммуникаций внутри компании, о том, как добиться их эффективности, почему выпуск собственной газеты лучше поручить подрядчикам, а не делать это самим, а также о других результативных методиках развития корпоративных коммуникаций.

- В последнее время одним из популярных HR-трендов, обсуждаемых на всевозможных форумах и конференциях, является развитие системы внутренних коммуникаций в компании. Как вы считаете, насколько необходимы корпоративные коммуникации?

- Действительно, это новое для России направление, в котором мы пока существенно отстаем от западных компаний: нет подготовленных кадров, четкого понимания того, что это такое и для чего необходимо. Как десять лет назад кадровики учились быть HR-специалистами, так и сейчас последние учатся внутренним коммуникациям.

Современный топ-менеджмент готов к изменениям и признает, что корпоративные коммуникации необходимы компании любого уровня, а конструктивный диалог с работниками - залог успеха бизнеса. Без осознания работниками чувства причастности к общему делу, понимания будущего, лояльности и мотивации на работу в команде развитие просто невозможно.

- Ирина, давайте для начала определимся, на что влияют внутрикорпоративные коммуникации.

- Грамотно выстроенная система внутренних коммуникаций решает множество важных для бизнеса задач. Во-первых, она предоставляет объективную информацию о развитии и перспективах компании, достоверные сведения о всевозможных изменениях в структуре предприятия, кадровом составе, методах управления, системе оплаты труда и мотивации. Во-вторых, дает возможность управлять информированностью персонала, позволяет создавать благоприятный имидж руководства в глазах сотрудников. В-третьих, формирует "образ будущего" в сознании работников, укрепляет положительный имидж предприятия, HR-бренда. В-четвертых, позволяет развивать адекватную корпоративную культуру, поддерживает ценности и традиции коллектива, мотивирует сотрудников на профессиональные достижения. Ну и напоследок отмечу еще одну довольно существенную задачу - управление лояльностью своих работников.

 

"Горизонтальные коммуникации результативнее вертикальных"

 

- Ирина, поделитесь опытом создания системы внутрикорпоративных коммуникаций на своем предприятии.

- Наш завод начал работу над планомерным созданием системы внутрифирменных коммуникаций четыре года назад - в 2008 г. Прежде всего мы провели анализ существующих коммуникаций. На основе опросника для рабочих были выявлены потребности сотрудников. Как оказалось, важнейшей из них была потребность в причастности. Людям необходима информация о том месте, где они проводят большую часть времени, о перспективах предприятия, о правилах поведения, системе поощрений и наказаний и прочих бытовых и "политических" нюансах жизни в коллективе.

Затем на основании имеющейся информации о базовых потребностях сотрудников был разработан план действий. Он состоял из нескольких пунктов. Первый включал проведение регулярных встреч с персоналом, оперативное информирование сотрудников об изменениях на предприятии, получение обратной связи.

Второй заключался в создании информационных стендов.

- А об использовании интранета для этих целей не думали?

- Думали. В идеале это и должен быть интранет. Но в нашем случае его использование будет неэффективным, поскольку предприятие производственное и 83 процента персонала не имеют доступа к Интернету. Именно поэтому мы используем информационные стенды, которые мы разбили на три категории. Во-первых, мотивационный стенд с информацией о текущем выполнении плана производства и прогнозируемом проценте премии по сменам с учетом прогноза выполнения плана за месяц. Обновление информации на стенде производится один раз в неделю. Во-вторых, общеинформационный стенд для работников и посетителей. На нем представлены информация о заводе, история, выпускаемая продукция и сферы применения, интересная информация о продукции, награды завода, российские праздники текущего месяца, именинники, вакансии и информация для ищущих работу. Стенд обновляется по мере необходимости. В-третьих, стенд с информацией для работников по итогам месяца. Сюда относятся новости завода, итоги работы производства за месяц, определение лучшей смены по итогам месяца, промежуточные итоги сезона, информация о дополнительной премии из фонда директора, выплатах материальной помощи, дисциплинарных взысканиях, депремировании, кадровых перестановках.

Третий пункт наших действий по внедрению внутрикорпоративных коммуникаций заключался в организации и проведении профессиональных конкурсов, например на лучшую смену, лучшего по профессии. Была создана "Доска почета". Четвертый пункт затрагивал новичков и заключался в их информационной поддержке. Для облегчения адаптации новичка в коллективе была разработана Книга нового работника - свод правил поведения, содержащий также информацию о заводе, его продукции, системе оплаты труда, включая премирование, и другие важные и необходимые сведения.

 

"Предпосылкой создания корпоративной газеты

была идея организовать площадку для дискуссии"

 

- На вашем заводе выпускается корпоративная газета. Как вы пришли к идее выпуска корпоративного СМИ?

- Как правило, любая работа по созданию и внедрению системы внутрикорпоративных коммуникаций начинается со стандартных мероприятий - регулярных встреч с коллективом в целях донесения важной информации и получения обратной связи, информационных стендов, рассылки сообщений по электронной почте, распространения листовок, проведения анкетирования по разным темам, опроса персонала, корпоративных мероприятий, соревнований по профессии и прочего. Так было и у нас на заводе, однако летом 2010 г. стало ясно, что этих мероприятий недостаточно. Девиз завода - постоянное развитие, движение вперед. Мы находимся в режиме постоянных изменений, и персонал должен получать эту информацию "из первых рук".

Предпосылкой создания корпоративной газеты была идея организовать площадку для дискуссий, обмена мнениями по актуальным темам, вовлечения персонала в жизнь предприятия, формирования причастности к общему делу.

Особенности нашего производства заключаются в том, что завод работает круглосуточно. И у рядовых работников нет компьютеров, чтобы получать электронные рассылки, "серфить" Интернет. Специалист на рабочем месте ограничен в действиях. Поэтому газета, которая создана здесь же, на заводе, позволяет преодолеть подобные ограничения, ведь это информация, которая напрямую касается каждого сотрудника.

 

"Обращения работников в корпоративную газету -

это сигнал руководству о том, что их интересует и волнует"

 

- Какие цели вы преследуете, выпуская собственное издание?

- В условиях современной рыночной экономики и достаточно жесткой конкурентной среды многие российские компании имеют собственные подразделения по связям с общественностью, рекламные и пиар-службы. Но в первую очередь престиж и репутацию компании подтверждает наличие у нее собственного корпоративного медиа. Это не только модно, но и говорит о высоком уровне и больших возможностях предприятия, которое прочно стоит на ногах и вполне может позволить себе издавать собственное средство массовой информации, влияя на умы и сердца своих сотрудников, а иногда и партнеров.

Выпуская собственную газету, мы преследуем различные цели, которые условно можно разделить на несколько блоков. С одной стороны, это все, что связано с информированностью, с другой - с имиджем. Если мы говорим об информированности, то здесь мы преследуем цель управлять потоком информации и доносить необходимые сведения до персонала, то есть предоставить объективную информацию о развитии и перспективах завода, достоверные сведения о всевозможных изменениях: в структуре предприятия, кадровом составе, методах управления, системе оплаты труда и мотивации. Вместе с тем мы заинтересованы в защите интересов работников, предоставляя информацию об изменениях в законодательстве. Каждый работник может обратиться с волнующим его вопросом в редакцию газеты и получить ответ. Более того, для руководства эти вопросы - сигналы о том, что интересует и волнует работников.

Если же взять имиджевую составляющую, то с помощью газеты мы создаем благоприятный имидж руководства в глазах сотрудников, формируем и укрепляем положительный имидж завода, формируем образ будущего в сознании работников, развиваем адекватную корпоративную культуру, укрепляем ценности и традиции коллектива, мотивируем на профессиональные достижения.

 

"Язык корпоративного издания должен быть специфичен,

доступен и понятен каждому читателю"

 

- Поделитесь с нашими читателями, как организован выпуск вашего корпоративного СМИ? Сами ли вы занимаетесь производством газеты или привлекли для этих целей сторонних специалистов?

- Приняв решение выпускать корпоративную газету, руководство предприятия уже на начальном этапе понимало, что заниматься этим собственными силами не стоит. Издание высокого качества возможно сделать только при помощи профессионалов. Партнером завода в создании и тиражировании газеты стал крупный издательский дом, являющийся лидером на рынке корпоративных СМИ. При выборе подрядчика мы ориентировались именно на наличие у него большого опыта в издании корпоративной прессы, поскольку у внутренней газеты есть ряд отличий и особенностей, например, от городской прессы. Городская газета - это бизнес, который должен приносить прибыль. От корпоративной газеты этого не ожидают, и язык корпоративного издания должен быть специфичен, доступен и понятен каждому читателю.

- А кто занимался разработкой концепции? Завод или подрядчик? Наверное, рискованно полностью доверять работу по созданию корпоративного СМИ стороннему лицу? Как была решена эта проблема?

- Концепция издания изначально разрабатывалась совместно с подрядчиком. Дизайн-макет газеты, ее внешний вид были созданы издательским домом на основе пожеланий заказчика. В процессе работы, от выпуска к выпуску, мы дорабатывали рубрикатор, расставляли приоритеты, но стиль газеты не менялся: это та же самая цветовая палитра, геометрия полос, наполненность инфографикой и фото. Газета выглядит современно, ярко, солидно и презентабельно за счет подобранной качественной бумаги, правильно выбранной типографии, профессионализма дизайнера, использования современных тенденций верстки.

 

 

Беседовала

Н.Свистунова