"Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", 2012, N 15

 

Статья: Перспективы налоговой политики на 2013 год (Орлова О.Е.) ("Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", 2012, N 15) {КонсультантПлюс}

В добрых традициях Минфина загодя доводить до сведения налогоплательщиков и инвесторов основные направления налоговой политики на следующий год. Не стал исключением и 2013-й, о налоговом курсе государства в котором можно судить уже сейчас из ряда опубликованных документов. Минфин прогнозирует, что в ближайшие несколько лет налоговая нагрузка будет снижена на труд и капитал и увеличена на конечное потребление.

В мае 2012 г. Минфин разместил на своем сайте проект Основных направлений налоговой политики РФ на 2013 г. и на плановый период 2014 и 2015 гг. (далее - Основные направления налоговой политики). Структурно документ состоит из итогов налоговой политики за 2012 г. и перспектив на 2013 г. В этот раз глобальных перемен в отношении налогоплательщиков - юридических лиц не ожидается. Налоговое бремя в целом не изменится, так как плановые меры в большей степени сосредоточены на создании более комфортных условий при взимании налогов и налоговом администрировании. Если налогоплательщики и получат экономию, то не столько за счет меньшей уплаты налогов, сколько за счет снижения затрат на налоговый учет и издержек в ходе налоговых проверок. Самое заметное и благоприятное изменение для юридических лиц - это освобождение с 2013 г. от налога на имущество движимого имущества, введенного в эксплуатацию после вступления в силу соответствующего закона. Что же касается физических лиц, интригует вопрос налогообложения так называемых предметов роскоши.

В июне 2012 г. было опубликовано Бюджетное послание, в котором отдельный раздел посвящен налоговым вопросам. По мнению Президента РФ, следует создать конкурентоспособную налоговую систему, которая способствовала бы привлечению капиталов с международных рынков в российскую экономику. Благоприятный налоговый климат включает в себя в том числе снижение криминализации в налоговой сфере. Использование схем по уклонению от налогов, особенно фирм-"однодневок", отдельными налогоплательщиками косвенно бьет по карману тех организаций, которые лишены выгод незаконной налоговой оптимизации.

 

Налоговая политика в 2013 году

и на период 2014 - 2015 годов

 

То, что планируется к претворению в жизнь, Минфин назвал налоговым маневром, который будет заключаться в снижении налоговой нагрузки на труд и капитал и ее повышении на потребление, включая дорогую недвижимость, на рентные доходы, возникающие при добыче природных ресурсов, а также в переходе к новой системе налогообложения недвижимого имущества. В Бюджетном послании Президент РФ обозначает перспективы на более длительный срок, предлагая не увеличивать налоговую нагрузку на несырьевые секторы экономики вплоть до 2018 г.

В части мер налогового стимулирования планируется внесение изменений в законодательство о налогах и сборах по следующим направлениям:

1. Поддержка инвестиций и развития человеческого капитала.

2. Совершенствование налогообложения при операциях с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок, а также иных финансовых операциях.

3. Совершенствование специальных налоговых режимов для малого бизнеса.

4. Развитие взаимосогласительных процедур в налоговых отношениях.

В части мер, предусматривающих повышение доходов бюджетной системы РФ, планируется внесение изменений в законодательство о налогах и сборах по следующим направлениям:

1. Налогообложение природных ресурсов.

2. Акцизное налогообложение.

3. Введение налога на недвижимость.

4. Сокращение неэффективных налоговых льгот и освобождений.

5. Совершенствование налога на прибыль организаций.

6. Совершенствование налогового администрирования.

7. Противодействие уклонению от налогообложения с использованием низконалоговых юрисдикций.

8. Страховые взносы на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование.

Рассмотрим несколько новаций предложенных Минфином.

 

Специальные налоговые режимы

 

Судьба специальных режимов налогообложения в 2013 г. определена с принятием Закона N 94-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Впервые в НК РФ введено определение "коэффициент-дефлятор" (п. 2 ст. 11 НК РФ), отсутствие законодательно закрепленного понятия которого привело к многочисленных судебным спорам. В соответствии с Законом N 94-ФЗ коэффициент-дефлятор - коэффициент, устанавливаемый ежегодно на каждый следующий календарный год и рассчитываемый как произведение коэффициента-дефлятора, применяемого для целей соответствующих глав настоящего Кодекса в предшествующем календарном году, и коэффициента, учитывающего изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в РФ в предшествующем календарном году.

В оперативном порядке 05.07.2012 Минфин опубликовал на своем сайте Информационное сообщение об изменениях в специальных налоговых режимах (далее - Информационное сообщение), которое представляет особый интерес для тех предпринимателей, которые в 2013 г. намерены приобрести патент.

 

Единый налог на вмененный доход

 

Переход на ЕНВД с 2013 г. становится добровольным и носит уведомительный характер. Согласно новой редакции п. 1 ст. 346.28 НК РФ налогоплательщик сможет самостоятельно выбирать ЕНВД наравне с другими системами налогообложения. Многие организации испытают облегчение, так как теперь не будут опасаться того, что любой покупатель - физическое лицо создаст проблему налогового учета оборота с ним. А некоторые организации при желании могут избавить себя от бремени раздельного налогового учета, отказавшись от совмещения различных режимов (например, ОСНО и ЕНВД). Минфин по-прежнему планирует отмену ЕНВД по мере расширения патентной системы, однако срок перенесен на 2018 г.

Ряд уточнений по ЕНВД носят технический характер:

- деятельность по "размещению рекламы на транспортных средствах" заменена на "размещение рекламы с использованием внешних и внутренних поверхностей транспортных средств";

- обозначение "автотранспорт" заменено на "автомототранспорт";

- изменен порядок расчета ЕНВД налогоплательщиками, которые встают на учет (или снимаются с учета) в течение налогового периода.

Платежи по договорам добровольного личного страхования за дни временной нетрудоспособности, которые уплачиваются за счет работодателя, стали уменьшать ЕНВД наряду с обязательными взносами во внебюджетные фонды. Данные расходы в совокупности могут снизить сумму единого налога не более чем на 50%.

 

Патентная система налогообложения

 

01.01.2013 для индивидуальных предпринимателей вводится патентная система налогообложения (далее - ПСО), которая в виде гл. 26.5 части второй НК РФ будет выделена из гл. 26.2 "Упрощенная система налогообложения" в самостоятельный специальный налоговый режим. ПСО является добровольной и распространяется только на предпринимателей, организации воспользоваться патентом не смогут. Индивидуальным предпринимателям, применяющим ПСО, разрешено использовать труд наемных работников, средняя численность которых не должна превышать 15 человек. В Информационном сообщении обращено внимание коммерсантов, планирующих совмещать несколько режимов, на то, что ограничение по численности в 15 человек применяется по всем видам предпринимательской деятельности.

Размеры потенциально возможного к получению ИП годового дохода по видам деятельности в отношении которых применяется ПСО, устанавливаются законами субъектов РФ. При этом минимальный размер потенциального дохода не может быть меньше 100 тыс. руб., а его максимальный размер не может превышать 1 млн руб. Минимальный и максимальный размеры дохода подлежат индексации на коэффициент-дефлятор, который на 2013 г. установлен как 1. Налоговым кодексом предусмотрены основания, по которым субъекты РФ вправе увеличивать максимальный размер потенциального дохода.

Применение ПСО освобождает предпринимателя от уплаты НДФЛ, налога на имущество, НДС (за исключением ввоза товаров в РФ и операций в соответствии с договорами простого товарищества, инвестиционного товарищества, доверительного управления имуществом, концессионным соглашением).

 

Упрощенная система налогообложения

 

Действующие в настоящий момент ограничения по доходам для целей перехода на УСНО и ее применения - 45 млн и 60 млн руб. - сохраняются и на 2013 г. Начиная с 2014 г. будет производиться индексация предельного дохода на коэффициент-дефлятор. Если налогоплательщик совмещает УСНО и ПСО, то при определении ограничения по доходам в размере 60 млн руб. учитываются доходы по обоим спецрежимам.

С 2013 г. переоценка имущества в виде валютных ценностей и требований в иностранной валюте налогоплательщиками, применяющими УСНО, производиться не будет; соответственно, доходы и расходы от указанной переоценки также не будут определяться и учитываться.

Налогоплательщики, применяющие УСНО с объектом налогообложения "доходы", с 2013 г. будут уменьшать сумму налога по УСНО не только на обязательные взносы во внебюджетные фонды и на пособия по временной нетрудоспособности, но и на суммы платежей по договорам добровольного личного страхования. При этом сумма налога по УСНО не может быть уменьшена более чем на 50%.

Кроме того, установлены сроки подачи деклараций для прекращающих деятельность лиц.

 

Вместо заключения

 

На жизнь налогоплательщика влияют не только положения НК РФ, но и нормативные акты налоговых органов. Одним из таких документов является Приказ ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ "Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок". Пользуясь случаем, остановимся на изменениях, внесенных в этот Приказ  в мае 2012 г.

Основания для проверки по критерию сокрытия заработной платы от налогов дополнены следующим: при выборе объектов для проведения выездных налоговых проверок налоговый орган учитывает также информацию, поступающую в ходе рассмотрения жалоб и заявлений граждан, юридических лиц и ИП, правоохранительных и иных контролирующих органов, о выплате налогоплательщиком неучтенной заработной платы ("в конвертах"), неоформлении (оформлении с нарушением установленного порядка) трудовых отношений и иную аналогичную информацию.

Поводом для проверки по критерию непредставления запрашиваемой налоговым органом документации станет утрата документов в результате форс-мажорных обстоятельств (пожар, затопление, наводнение, порча и пр.).

Традиционные изменения Приказа связаны с утверждением показателей налоговой нагрузки и рентабельности по видам экономической деятельности за очередной год; также установлены сроки для обновления данных показателей.

 

Эксперт журнала

бухгалтерского учета и налогообложения"