"Информационный бюллетень "Экспресс-бухгалтерия", 2012, N 28

 

Статья: Что нового ожидает "упрощенцев" в 2013 году? (Котова С.) ("Информационный бюллетень "Экспресс-бухгалтерия", 2012, N 28) {КонсультантПлюс}

"Упрощенка" по уведомлению

 

Поправки, внесенные в Налоговый кодекс Законом от 25 июня 2012 г. N 94-ФЗ, прямо закрепляют, что налогоплательщики, которые своевременно не уведомили налоговую инспекцию о переходе на УСН, не вправе применять данный спецрежим. Эта норма начнет действовать с января 2013 г. и будет распространяться в том числе на тех, кто не известил ИФНС о смене режима налогообложения в текущем году. При этом бывшее заявление официально приобретает статус уведомления.

Примечание. Законом N 94-ФЗ раз и навсегда определено, что, не уведомив налоговую инспекцию о переходе на УСН в установленные сроки, налогоплательщики не вправе применять спецрежим.

 

Вместе с тем увеличивается и срок, в течение которого налогоплательщик должен известить контролеров о переходе на УСН. Действующим налогоплательщикам сделать это можно вплоть до 31 декабря года, предшествующего тому, в котором будет применяться "упрощенка", включительно; новым - не позднее 30 календарных дней с даты постановки на налоговый учет. Правда, если для первых "отсрочка" актуальна и при подаче уведомления в текущем году относительно следующего года, то для вторых она обретет силу только с 1 января 2013 г.

Обратите внимание! Согласно новым правилам организации и индивидуальные предприниматели, которые перестали быть плательщиками ЕНВД, вправе на основании уведомления перейти на УСН с начала того месяца, в котором была прекращена их обязанность по уплате "вмененного" налога. На это обращает внимание Минфин в Информационном сообщении об изменениях в специальных налоговых режимах.

 

Декларация соответствия "упрощенным" требованиям

 

Переход на УСН доступен далеко не всем желающим. Для этого необходимо отвечать определенным критериям, в том числе по показателям хозяйственной деятельности. Соответствие основным из них ранее декларировалось потенциальными "упрощенцами" в заявлении. Теперь в этих целях будет служить уведомление. Правда, отражать в нем необходимо лишь два показателя: остаточную стоимость основных средств и размер доходов по состоянию на 1 октября года, предшествующего тому, начиная с которого планируется применение УСН. В заявлении же, напомним, помимо этого указывалась среднесписочная численность работников. Кроме того, отражению подлежала остаточная стоимость не только основных средств, но и ОС плюс нематериальных активов в совокупности. Дело в том, что применять УСН вправе лишь те налогоплательщики, у которых данный показатель не превышает 100 млн руб. Правда, это пока, потому как благодаря Закону N 94-ФЗ ограничение по НМА снимается, а величина лимита остается прежней. Это значит, что стать "упрощенцем" с начала будущего года смогут компания или предприниматель, у которых остаточная стоимость ОС не превышает 100 млн руб. Остаточная стоимость нематериальных активов значения не имеет.

При заполнении уведомления о переходе на УСН налогоплательщику придется также определиться с объектом налогообложения. По крайней мере, сведения о нем подлежат указанию в документе. Выбранный объект можно впоследствии изменить, но сделать это надо не позднее 31 декабря предшествующего года. Таким образом, правом на смену объекта смогут воспользоваться только компании и ИП, представившие уведомление до 31 декабря. У тех, кто подал уведомление в последний день срока, времени на смену объекта уже не останется.

Что касается доходов, то УСН выдвигает два ограничения в отношении таковых. Одно необходимо соблюсти, чтобы перейти на спецрежим, второе - чтобы не утратить право на него.

 

Ограничение по доходам

 

Законом N 94-ФЗ предусмотрено, что предельная величина доходов, позволяющая перейти на "упрощенку", останется прежней и составит 45 млн руб. Как и раньше, ее необходимо индексировать на коэффициент-дефлятор, установленный на следующий календарный год. Но меняется порядок его расчета. Впредь для определения его величины перемножению подлежат только два значения - коэффициент-дефлятор на предыдущий год и коэффициент, учитывающий изменение потребительских цен в предыдущем году. При этом на 2013 г. значение коэффициента-дефлятора приравнивается к единице. Это значит, что для перехода на УСН с начала 2013 г. необходимо, чтобы по состоянию на 1 октября 2012 г. доходы не превышали 45 млн руб. (45 000 000 руб. x 1).

Лимит доходов, превышение которого означает потерю права на УСН, Законом N 94-ФЗ также оставлен на прежнем уровне и составляет 60 млн руб. по итогам отчетного (налогового) периода. Аналогичным образом его величина подлежит индексации на коэффициент-дефлятор, рассчитанный по новым правилам. Это значит, что в 2013 г. право на "упрощенку" потеряют налогоплательщики, чьи доходы по итогам отчетного (налогового) периода превысят 60 млн руб. (60 000 000 руб. x 1). Кроме того, предусмотрено, что при совмещении УСН с патентной системой налогообложения (спецрежим, который вводится Законом N 94-ФЗ и начинает действовать с 2013 г.) при расчете лимита следует учитывать суммарные доходы обоих видов деятельности.

 

Курсовые разницы на УСН

 

Согласно пп. 34 п. 1 ст. 346.16 Налогового кодекса "упрощенцы" с объектом налогообложения "доходы за минусом расходов" при расчете единого налога вправе учитывать расходы в виде курсовой разницы, возникающей от переоценки имущества в виде валютных ценностей и требований, выраженных в иностранной валюте, в связи с изменением официального курса инвалюты к рублю, установленного Центральным банком.

Прямого указания на включение в состав доходов положительной курсовой разницы в гл. 26.2 Налогового кодекса нет. Однако согласно положениям ст. 346.15 Кодекса фирмы и предприниматели, применяющие УСН, так же как и организации на общем режиме, в составе собственных доходов учитывают доходы внереализационные, которые следует определять в соответствии со ст. 250 Кодекса. А на основании ее норм таковыми признаются, в частности, доходы в виде курсовой разницы, возникающей от переоценки имущества в виде валютных ценностей и требований, выраженных в иностранной валюте, в связи с изменением официального курса инвалюты к рублю, установленного Центральным банком (п. 11 ст. 250 НК).

Исходя из этого, представители Минфина настаивают на том, что "упрощенцы" обязаны при расчете единого налога учитывать курсовые разницы.

Против точки зрения финансистов говорят два обстоятельства. Во-первых, "упрощенцы" освобождены от обязанности вести бухгалтерский учет, за исключением учета основных средств и нематериальных активов (п. 3 ст. 4 Закона N 129-ФЗ). Выходит, что фирмами на УСН не производится переоценка имущества в виде валютных ценностей и обязательств, предусмотренная ПБУ 3/2006. Соответственно, неоткуда взяться и курсовым разницам. Во-вторых, согласно требованиям п. 3 ст. 346.18 Налогового кодекса доходы и расходы, выраженные в иностранной валюте, "упрощенцы" должны учитывать в совокупности с доходами и расходами, выраженными в рублях. При этом "валютные" доходы и расходы пересчитываются в рубли по официальному курсу Центрального банка, установленному соответственно на дату получения доходов и (или) дату осуществления расходов. Но напомним, что фирмы на УСН признают доходы и расходы по кассовому методу. Следовательно, датой получения доходов для них считается день поступления денег, а расходы признаются осуществленными только после фактической оплаты. Проще говоря, "упрощенцы" пересчитывают валюту в рубли по официальному курсу Банка России всего один раз - промежуточной переоценки валютных ценностей, а также требований и обязательств, выраженных в инвалюте, налоговым законодательством для них не предусмотрено.

Впрочем, спорить с чиновниками на эту тему благодаря Закону N 94-ФЗ более не придется. С начала 2013 г. в гл. 26.2 Налогового кодекса закрепляется, что переоценка валютных ценностей и требований в целях расчета единого налога не производится, а соответственно, доходы и расходы от нее не определяются и не учитываются.

 

Последний налоговый период

 

Представители как Минфина, так и ФНС убеждены, что при утрате права на УСН в середине года окончание налогового периода по единому налогу совпадает с датой окончания отчетного периода, предшествующего кварталу, в котором налогоплательщик "слетел" со спецрежима. Следовательно, в налоговой декларации по УСН должна фигурировать налоговая база, сформированная именно за этот период времени, а при расчете налога подлежат применению нормы, устанавливающие порядок его исчисления и уплаты налога по итогам налогового периода, в том числе в той части, что регламентирует порядок расчета и уплаты минимального налога (Письмо ФНС России от 27 марта 2012 г. N ЕД-4-3/5146@, Письма Минфина России от 19 октября 2006 г. N 03-11-05/234, от 8 июня 2005 г. N 03-03-02-04/1-138).

Что касается срока уплаты налога и представления декларации в рассматриваемой ситуации, то ранее специалисты Минфина предписывали исполнять данные обязанности не позднее сроков, установленных для представления отчетности и уплаты авансовых платежей по единому налогу за соответствующий отчетный период (Письмо Минфина России от 24 мая 2005 г. N 03-03-02-04/2/10). На сегодняшний день декларацию в налоговую инспекцию "упрощенцы" представляют лишь по итогам года, однако обязанность по уплате авансовых платежей в течение налогового периода за ними сохранилась. Тем не менее в Письме от 10 марта 2010 г. N 3-2-15/12@ представители ФНС России указали, что поскольку гл. 26.2 Налогового кодекса не устанавливает особых правил определения налогового периода для экс-"упрощенцев", значит, рассчитать и уплатить налог нужно в общем порядке, то есть по итогам года. Однако Законом N 94-ФЗ данный пробел в гл. 26.2 Налогового кодекса устраняется и устанавливается срок на подачу декларации по УСН при утрате права на спецрежим не позднее 25-го числа следующего месяца. Соответственно, в этот же срок подлежит уплате и налог. Предусмотрена отчетная дата и на случай прекращения налогоплательщиком деятельности. Тогда представить отчетность также необходимо не позднее 25-го числа следующего месяца. Но до этого не позднее 15 дней со дня прекращения деятельности о данном событии экс-"упрощенец" должен уведомить ИФНС.

 

Состав налогового вычета

 

Пунктом 3 ст. 346.21 Налогового кодекса для "упрощенцев" с объектом налогообложения "доходы" предусмотрен налоговый вычет. Они вправе уменьшить сумму исчисленного единого налога на величину указанных в данной норме выплат, но не более чем на 50 процентов. Законом N 94-ФЗ состав такого вычета немного подкорректирован.

Так, как и прежде, в него входят все виды страховых взносов, которые законодательство обязывает уплачивать фирмы и предпринимателей во внебюджетные фонды. Во внимание принимаются взносы, уплаченные (в пределах исчисленных сумм) в данном налоговом (отчетном) периоде.

Как и ранее, уменьшить исчисленный единый налог можно на сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний). Между тем положения Налогового кодекса не уточняли, в полном объеме таковые включаются в состав вычета или только в части, финансируемой за счет собственных средств работодателя. В пользу второго варианта говорит п. 5.9 Порядка заполнения налоговой декларации по УСН (утв. Приказом Минфина России от 22 июня 2009 г. N 58н). За него выступают и специалисты Минфина России в Письме от 16 сентября 2010 г. N 03-11-06/2/146. Однако эксперты ФНС России в Письме от 16 сентября 2010 г. N 03-11-06/2/146 высказали кардинально иное мнение. Поскольку п. 3 ст. 346.21 Налогового кодекса на этот счет не предусмотрено никаких иных требований к суммам пособий, включаемым в состав налогового вычета, кроме того, что таковые должны быть фактически выплачены, представители налоговой службы посчитали, что налогоплательщик вправе уменьшить единый налог на всю сумму таковых, выплаченных как за счет средств работодателя за первые дни временной нетрудоспособности, так и за счет средств ФСС за остальные дни болезни работника.

Между тем законодательное закрепление получила все же позиция Министерства финансов. Благодаря Закону N 94-ФЗ в гл. 26.2 Налогового кодекса прямо закреплено, что в состав вычета включаются только суммы пособий, выплаченные за счет работодателя, в случаях, когда того требует законодательство.

Кроме того, в составе вычета появились новые суммы, а именно платежи (взносы) по договорам добровольного личного страхования, заключенным с лицензированными страховыми организациями в пользу работников на случай их временной нетрудоспособности (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний), за дни временной нетрудоспособности, которые оплачиваются за счет средств работодателя по требованию законодательства. Они уменьшат сумму налога (авансовых платежей по налогу), если сумма страховой выплаты по таким договорам не превышает величины пособия по временной нетрудоспособности, предусмотренного законодательством, за дни, оплачиваемые работодателем.

 

С.Котова