"Упрощенка", 2012, N 9

 

Интервью: "С 2013 года "упрощенцам" придется сдавать баланс в учреждения статистики" ("Упрощенка", 2012, N 9) {КонсультантПлюс}

 

На вопросы отвечает Ирина Жалонкина, заместитель начальника контрольного отдела УФНС России по Томской области.

 

Если у вас "упрощенка" с объектом "доходы". В интервью говорится о том, что с будущего года все "упрощенцы" обязаны вести бухгалтерский учет в полном объеме. Поэтому вам необходимо ознакомиться с данным материалом.

 

- Ирина Юрьевна, с 1 января 2013 г. "упрощенцы" обязаны будут вести бухгалтерский учет в полном объеме. Такое требование содержит Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ...

- Да, совершенно верно, но касается это только организаций на "упрощенке". Именно они должны будут вести учет и сдавать бухгалтерскую отчетность. И Минфин подготовил для малого бизнеса упрощенные формы отчетности. Пока это еще проект, но, думаю, к 2013 г. он будет принят.

А вот для индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН, сделано исключение. Они от бухучета освобождены при условии, что ведут налоговый учет, по данным которого можно определить размер "упрощенного" налога. Это следует из пп. 1 п. 2 ст. 6 Закона N 402-ФЗ.

- То есть индивидуальные предприниматели на "упрощенке", которые ведут налоговый учет в полном объеме, не должны вести бухучет? Соответственно, и отчитываться по формам бухучета они не обязаны?

- Да, такая обязанность у них отсутствует.

- А если организация применяет "упрощенку" с 2010 г., обязана ли она уведомить налоговую инспекцию о том, что и дальше будет применять УСН в 2013 г.?

- Нет. Законодательством не предусмотрено уведомление инспекции о продолжении применения УСН. Если же "упрощенец" решит уйти с этого спецрежима или сменить объект налогообложения, то тогда да - следует подать соответствующее заявление в инспекцию.

- Сохранится ли обязанность сдавать налоговую декларацию по УСН только по итогам года?

- Да, налоговая декларация по УСН по-прежнему является годовой. В этом вопросе ничего не меняется. Однако уточнено, как поступать "упрощенцу", прекратившему деятельность в течение года. Он должен уведомить об этом инспекцию не позднее 15 дней с даты прекращения и подать декларацию до 25-го числа месяца, следующего за месяцем прекращения деятельности. Об этом говорится в Федеральном законе от 25.06.2012 N 94-ФЗ. Такие правила будут действовать с 2013 г. Пока же, в 2012 г., применяется старый порядок. Соответственно, плательщику УСН, прекратившему деятельность в 2012 г., сдать декларацию нужно в общем порядке, не позднее 31 марта 2013 г. (п. 1 ст. 346.23 НК РФ).

 

Куда "упрощенцам" нужно будет сдавать

годовую и промежуточную бухгалтерскую отчетность

 

- Теперь давайте поговорим непосредственно о бухгалтерской отчетности. Что в нее будет входить?

- Состав обязательной бухгалтерской отчетности несколько уменьшился по сравнению с той, что нужно сдавать сейчас. Итак, в 2013 г. в нее будут входить бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах (отчет о прибылях и убытках) и приложения к ним (п. 1 ст. 14 Закона N 402-ФЗ).

- А в какие сроки нужно представить отчетность?

- Обязательный экземпляр годовой бухгалтерской отчетности нужно подать не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода. Это следует из п. 2 ст. 18 Закона N 402-ФЗ. Однако "упрощенцам" в I квартале 2013 г. представлять годовую бухгалтерскую отчетность не придется. Такая обязанность впервые у них возникнет лишь в 2014 г., когда им нужно будет отчитаться за 2013 г.

- Понятно, а куда нужно будет подавать формы?

- До конца в этом вопросе еще не все ясно. Как сказано в ст. 18 Закона N 402-ФЗ, бухгалтерскую отчетность нужно представить в одном экземпляре в орган государственной статистики по месту государственной регистрации. А вот о том, что нужно представить бухгалтерскую отчетность в налоговую инспекцию, в Законе N 402-ФЗ ничего не сказано.

- Но ведь Налоговым кодексом предусмотрена обязанность представлять в инспекцию бухгалтерскую отчетность, если только налогоплательщик не освобожден от ведения бухучета?

- Все правильно. Такая обязанность предусмотрена пп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ. Поэтому до выхода в свет официальных разъяснений Минфина, я полагаю, налогоплательщики должны представлять отчетность в свою территориальную налоговую инспекцию.

 

Примечание. Скорее всего, бухгалтерскую отчетность придется сдавать не только в органы статистики, но и в налоговую инспекцию.

 

- Я знаю, что сейчас еще сдают и промежуточную отчетность. А предстоит ли ее сдавать "упрощенцам" в 2013 г.?

- Да, как раз ее "упрощенцам" нужно будет представить в статистику по итогам I квартала 2013 г. А вот в налоговую инспекцию не надо. Поскольку согласно новой редакции пп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ, вступающей в силу с 1 января 2013 г., в инспекцию организации обязаны будут сдавать только годовую бухотчетность. Думаю, что к началу года появятся соответствующие разъяснения Минфина России. Тем более что и в Законе N 402-ФЗ четко не сказано о том, что именно по итогам квартала нужно составлять промежуточную отчетность.

 

Примечание. С 2013 г. в инспекцию нужно будет сдавать только годовую бухгалтерскую отчетность, а не квартальную.

 

- Если "упрощенец" не сможет сдать вовремя бухотчетность, какая ответственность ему грозит?

- Ему придется заплатить штраф в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ (ст. 126 НК РФ).

 

Как подготовиться к составлению первого баланса

 

- Наверное, самый важный вопрос - придется ли "упрощенцам" составлять бухгалтерский баланс по итогам 2012 г.?

- Нет, Закон N 402-ФЗ вступает в силу с 1 января 2013 г., соответственно, только с этой даты возникает обязанность вести бухгалтерский учет. А в 2012 г. ее еще не было. Таким образом, и отчитываться о том, что не вели, не нужно.

- Однако форма баланса составлена таким образом, что бухгалтеру нужно приводить в ней сопоставимые показатели за два предыдущих года...

- Совершенно верно, в бухгалтерской отчетности 2013 г. "упрощенцам" надо будет приводить показатели за 2011 и 2012 гг. Если полный бухгалтерский учет велся, соответствующие показатели будут известны и бухгалтер сможет их вписать. Если нет, значит, нужно будет ставить прочерки.

- А как начать вести бухучет с 2013 г. тем, кто прежде этого не делал?

- Нужно оценить имущество и обязательства на начало 2013 г., то есть определить "входные" остатки по счетам.

- Каким образом это лучше сделать?

- Самый простой и достоверный способ - это провести инвентаризацию всех имеющихся активов и обязательств. Информацию о стоимости основных средств и нематериальных активов можно взять из специальных регистров, которые обязаны вести все "упрощенцы". Важно, чтобы эта информация подтверждалась документами.

 

Примечание. Готовиться к ведению бухучета нужно заранее: подготовить начальные остатки, составить учетную политику, утвердить рабочий план счетов, составить график документооборота.

 

- А где брать данные об остатках денежных средств?

- Чтобы определить остаток денежных средств, достаточно выписки из банка и кассовой книги, по данным которых можно отразить в балансе денежные средства на счетах в банках и в кассе организации.

Что касается вложений во внеоборотные активы, то придется поднять все документы, связанные с незавершенными капитальными вложениями. И уже на основании этих документов следует "собрать" все затраты и оценить каждый незаконченный объект.

- Предположим, у "упрощенца" есть задолженность, кредиторская или дебиторская. Как сформировать остатки в этом случае?

- Восстановить остатки по расчетам с контрагентами, чтобы показать в балансе размер дебиторской и кредиторской задолженности, непросто. Для этого придется провести мониторинг договоров и на основании оправдательных документов - инвентаризацию расчетов.

- Получается, чтобы организация на "упрощенке", которая прежде не вела бухучет, сдала баланс за I квартал 2013 г., она должна сформировать "входящие" остатки по всем счетам учета?

- Да, так и есть. Причем отчет о прибылях и убытках в 2013 г. она может заполнить как вновь созданная организация - по данным о доходах и расходах только текущего отчетного периода.

 

Что представляет собой упрощенный бухучет и отчетность

 

- В самом начале разговора вы упомянули, что Минфин подготовил для малого бизнеса упрощенные формы бухгалтерской отчетности, по которым будут отчитываться и в том числе и фирмы, применяющие упрощенную систему налогообложения. Можете рассказать о формах подробнее?

- Пока это только проект Минфина, размещенный на его сайте, который вносит изменения в Приказ Минфина России от 02.07.2010 N 66н. Предлагается добавить новый п. 6.1 о новых формах бухгалтерской отчетности для субъектов малого предпринимательства. Напомню, что сейчас те, кто относятся к субъектам малого предпринимательства, составляют бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках, включая показатели только по группам статей, без их детализации.

Что касается приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках, то в них нужно указывать только наиболее важную информацию, без знания которой невозможно оценить финансовое положение организации.

- И какие перемены ожидают "упрощенцев"?

- Если проект будет утвержден, то для организаций на "упрощенке" будут введены свои формы бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках. Причем предполагается, что изменения по новым формам вступят в силу начиная с годовой отчетности за 2012 г.

- Большое спасибо за разъяснения по новому Закону о бухучете и практические рекомендации нашим читателям!

 

Беседовала

В.Барковец

Эксперт журнала "Упрощенка"