"Управление персоналом", 2008, N 10

 

Статья: "Бизнес-леди начинают и побеждают" (Плетнева С.) ("Управление персоналом", 2008, N 10) {КонсультантПлюс}

 

По признанию ряда экспертов, желание выделить какой-то особый женский стиль управления во многом продиктовано сложившимися гендерными стереотипами и поведенческими моделями. Так, например, традиционно приписываемая женщине большая эмоциональность на деле компенсируется наличием и весьма эмоциональных мужчин-руководителей. Данные исследований свидетельствуют о том, что успешный менеджмент не имеет пола, а эффективные менеджеры демонстрируют смешанный тип лидерства, не имеющий четких половых признаков.

Первой, кто в 1977 г. своеобразно и применительно к корпорациям рассмотрела круг данных проблем в гендерном аспекте, стала Розабес Кантер. Позднее свое внимание к данному аспекту управленческой психологии уделяли многие зарубежные и отечественные исследователи, в ответ на все чаще поднимаемые вопросы "служебной дискриминации".

Некоторые из стереотипов, прочно прописавшихся в отечественной деловой культуре:

- у женщин-руководителей более слабый "профессиональный капитал" - меньше знает и умеет;

- эффективный менеджер - это, прежде всего, мужчина, поскольку женщина непригодна для роли лидера;

- женщине "мешают" домашние обязанности и заботы и др.

Объективно у женщин гораздо больше задач, чем у мужчин - домашнее хозяйство, семья, говорит Наталья Касперская, председатель совета директоров "Лаборатории Касперского", да и для успешного управленца необходимы такие качества, как жесткость, умение принимать непопулярные решения, наличие какого-то специфического мышления. "Женщине это свойственно в меньшей степени, она более социально адаптированное существо", - заключает она. Разделяет эту точку зрения и Елена Шматова, главный финансовый директор компании "Вымпелком". По ее мнению, женщины меньше стремятся самоутвердиться в общественно-административной сфере, выбирая основным приоритетом для себя семью. "Но в то же время, ни для кого не секрет, что многие с недоверием относятся к их способностям соответствовать требованиям, предъявляемым к руководителям высокого ранга". Слишком долго в России мы практически не видели женщин во властных структурах", - добавляет она.

Против деления профессионального мира на мужчин и женщин выступает и Элла Стюарт, председатель совета директоров, главный управляющий директор Группы компаний BBDO Russia. Она уверена, что женщинам намного легче быть руководителями, чем мужчинам. Да и к тому же, по мнению Елены Докучаевой, генерального директора ЗАО "Секвойя Кредит Консолидейшн", у женщин нет препятствий на карьерной лестнице, ведь способность к управлению - это не гендерная особенность. "А небольшой процент женщин-руководителей может быть связан лишь с их меньшими амбициозными запросами", - заключает она.

Ни объективно, ни исторически нет предпосылок к тому, что женщина слабее - убеждена и Надежда Крайнова, вице-президент компании "Росгосстрах". "Многие мужчины были бы рады матриархату, независимо от ореола мужественности и ответственности, окружающего их веками. А ответ на вопрос, почему топ-менеджеров-женщин меньше, чем мужчин прост - это колоссальная нагрузка, которая ложится на менеджеров, особенно на этапе продвижения карьеры. "Женщины не хотят выходить на этот путь борьбы не в силу своего несоответствия высоким должностям, а просто потому, что для многих из них в жизни существуют иные ценности".

Но Наталья Касперская уверена, что в России очень много женщин-управленцев не в пример многим другим странам, поэтому их число может только снижаться. "В американском бизнесе, где выживает сильнейший, женщин мало. Европа пошла дальше, приняв законы, которые в определенной степени обязывают работодателя принимать некоторое количество женщин. Но в целом это вряд ли можно считать предвестником карьерного взлета для них". Да и к тому же, по мнению Елены Докучаевой, не каждый талантливый специалист может сделать карьеру в бизнесе. Для этого необходимо четко разделять работу и личное время. "Для начала, необходимо найти это личное время и организовать свой день так, чтобы осталось время на себя, семью, какие-то жизненные удовольствия". Я меньше всего задумывалась о том, как стать топ-менеджером. Всегда хотелось - иметь интересную работу, бросить вызов самой себе, поставить цель, кажущуюся нереальной и идти к ней, преодолевая себя, - добавляет она.

Когда начинаешь двигаться по карьерной лестнице, ты уже должен быть профессионалом и иметь возможность развиваться дальше, уверена Надежда Крайнова. "Семья может дать те силы, которые и будут способствовать успеху на работе".

По признанию многих женщин, сотрудников ведущих компаний, работодатели часто недооценивают их сильные стороны как руководителей. С одной стороны, в угоду каким-то своим личным амбициям, с другой - в силу сложившихся стереотипов.

Человека всегда надо оценивать по результату, убеждена Наталья Касперская, если он сильный, с задатками лидера, то шанс проявить себя независимо от того мужчина он или женщина очень высок. "Он "пробьется через асфальт" - пойдет к другому работодателю, откроет свою компанию...".

На ранних ступенях развития человечества женщины занимались собирательством, а мужчины охотой, говорит Елена Шматова. Именно эту историческую особенность - обращать внимание на мелочи, которые обеспечивают необходимый "прожиточный минимум" и недооценивают работодатели, - уверенно заключает она.

"Основное, что может сделать любая компания, предоставляющая профессиональные услуги - заботиться о клиенте. А женщины по своей природе предназначены для того, чтобы заботиться. К тому же они часто проявляют большую гибкость. А в нашем бизнесе - клиентском, гибкость - это очень важное качество, - говорит Элла Стюарт.

В свою очередь Елена Докучаева уверена, что работодатели достаточно трезво оценивают качества женщин. По ее мнению правильнее было бы говорить о более продуктивном использовании таких специфических качеств слабого пола как гибкость, меньшая амбициозность, в хорошем смысле слова, готовность признать свою ошибку. Плюс к этому, женщины больше склонны договариваться, а не утверждать, - добавляет она.

Да и сам женский подход к рабочему процессу отличается от мужского, говорит Надежда Крайнова. "Они более глубоко погружаются в заданную тему, потому что у женщин сильнее аналитический склад ума, у мужчин - стратегический, они всегда легче находят путь к сердцам и умам своих подчиненных, потому что видят жизнь более полно: в красках, эмоциях".

Сражаясь за топовые позиции наравне с мужчинами, женщине с трудом удается оставаться женщиной, - такое мнение бытует в бизнес-кругах. А согласно западному исследованию, опубликованному в "Business review", среди успешных топ-менеджеров количество женатых мужчин составляет 89%, а замужних женщин порядка 30%. В России многим женщинам-руководителям удается счастливо сочетать профессиональную карьеру и семейное благополучие.

В этом мнении уже заложено представление о том, что топовые позиции предполагают наличие исключительно мужских качеств, и потому прежде чем занять руководящую позицию, женщина должна поступиться какими-то присущими ей качествами, а это не так, - говорит Елена Шматова. "Все равно, что спрашивать, какими своими психологическими особенностями должен поступиться, например, японец, чтобы занять руководящую позицию в американской корпорации - да никакими. Его, может, и пригласят на эту позицию исключительно потому, что нужен другой взгляд на привычные вещи".

"Я не верю в истории - карьера или семья, - говорит Элла Стюарт, - поэтому мне претит, когда я слышу, что женщина, делая карьеру, бросила семью - я категорически против таких суждений. Хорошая семья помогает карьере, и хорошая карьера совсем не вредит семье. Я не верю, когда говорят, что "горят на работе" и приезжают домой в 12 ночи. Думаю, в этом случае просто плохо организованы и бизнес, и быт".

Секреты успеха

от Натальи Касперской, "Лаборатория Касперского", - я придумала ловкий способ: никогда не наниматься на работу, а просто основать свою компанию.

Елены Шматовой, "Вымпелком", - я всегда стремилась добросовестно выполнять свою работу и никогда не отказывалась сделать что-то большее, если чувствовала на это силы.

Эллы Стюарт, Группа компаний BBDO Russia, - мой успех - это успех BBDO Russia Group. Определяющим фактором которого стала правильно выбранная стратегия развития, новые задачи и люди.

Елены Докучаевой, "Секвойя Кредит Консолидейшн", - стать настоящим руководителем значит оказаться в ряде сложных, порой критичных ситуаций. Это было в моей практике, и я видела, как росли менеджеры в нашей компании. Хороший руководитель - не тот, кто хорошо руководит, а тот, кто знает своих подчиненных, их сильные и слабые стороны, знает, чем они живут.

Для руководителя особенно важно поддерживать рабочий климат в коллективе, создавать позитивный настрой сотрудников, нацеленный на результат. Именно поэтому большинство из них относятся отрицательно к самому понятию "конфликта". Эксперты же уверены, что при правильном подходе конфликтная ситуация может многому научить, а следовательно, конфликт стоит считать не досадным недоразумением, а нормой производственных отношений. Единого рецепта для руководителей не существует. Но есть универсальные правила, о которых не стоит забывать.

Конфликты всегда будут. И стоит ли вообще их не допускать - это еще вопрос, - говорит Наталья Касперская. "В определенном смысле конфликты являются двигателем прогресса. Поэтому когда департамент хочет продвинуть ценную идею, а ему не разрешают, рождается спор, и в результате появляется что-то новое, способствующее развитию компании". Конструктивные конфликты идут на помощь бизнесу и не надо с ними бороться, да и ограничить конфликты совсем невозможно, - уверена она, - а вот деструктивные ограничивать стоит. "С одной стороны, когда менеджер набирает коллектив, вероятность конфликта минимальная, потому что он берет людей под себя. С другой, если приходит новый человек в готовый коллектив, то изначально возникает конфликтная ситуация, потому что коллектив, как правило, принимает его настороженно и приходится завоевывать доверие". По мнению Натальи Касперской, руководителю важно держать руку на пульсе компании, разбираться в каждом конкретном случае, находить источник конфликта, продумывать план своих действий.

Конфликты должны быть, иначе в ситуации всеобщего довольства собой и друг другом начинается застой, - делится своим мнением Елена Шматова. "Вопрос в том, что производственные конфликты не должны переходить в плоскость личных отношений и должны иметь конструктивную составляющую". Избежать "неконструктивных" конфликтов помогает существование в коллективе признанных авторитетов, подающих пример поведения другим. Поэтому роль руководителя компании заключается в таком формировании команды, чтобы свести к минимуму "неконструктивные" конфликты, - добавляет она.

"С расширением нашей компании стали проявляться зоны конфликтов, - говорит Элла Стюарт, - На этапе значительной смены состава топ-менеджмента, изменения должностных обязанностей конфликты оказались неизбежны. К счастью, это рабочие конфликты на уровне рабочих отношений, без перехода на личности.

"Если вы прикажете своему министру порхать бабочкой, а он не выполнит ваше приказание, чья это будет вина? Его или ваша?" - цитирует А. Сент-Экзюпери Елена Докучаева. Конфликты внутри компании - неизбежны. Особенно, если компания растет, - уверена она. "Самое важное - четко распределить зоны ответственности между сотрудниками и при этом ставить задачи так, чтобы за результат отвечали все. А значит, не появится возможность "спрятаться" за чью-то спину, а дальше - хоть трава не расти. Когда все вместе работают на конечный результат, конфликтов становится меньше, - заключает она.

Конечно, конфликтов в коллективе, особенно среди топ-менеджеров, лучше не допускать, говорит Надежда Крайнева. Поэтому важно ставить единые цели и задачи, при которых они будут помогать друг другу, договариваться и находить общие пути. "Следует обращать внимание на климат всей команды. Поэтому в подразделениях, которые находятся в моем ведении я всегда очень трепетно отношусь к созданию командного духа, стараюсь, чтобы сотрудники группировались вокруг общего дела". В команде не должно быть случайных людей, потому что отсутствие интереса к работе может отвлекать других, - уверена она. Поэтому "мое первое условие - чтобы сотрудники заинтересовались делом и стремились делать его сообща", - добавляет она. "Если человек хочет работать, его можно обучить, и он сможет работать в компании. Но если он уже профессионал, но не заинтересован в совместной работе - с ним бесполезно идти дальше".

При правильном подходе конфликтная ситуация может многому научить, - уверены эксперты. Поэтому главное - сработать на опережение, не позволив втянуть в зону конфликта всю компанию, а значит оценить объективные, организационно-управленческие, социально-психологические и личностные причины и выбрать оптимальную стратегию поведения.

Исследования стилей лидерства мужчин и женщин позволяют убедиться в том, что женщины обладают большей гибкостью в творении своего менеджмента и используют те стили лидерства, которые наиболее эффективны, не становясь последовательными приверженцами одного из них. При этом женщины эффективно реализует не только "стратегии выживания", но и стратегии развития компании, выстраивая более осторожные отношения со своими партнерами. В целом вывод исследователей однозначен - женщины-руководители не только не проигрывают мужчинам, но иногда действуют успешнее, обеспечивая более устойчивые условия существования для своей компании.

 

С.Плетнева