"Законодательство и экономика", 2012, N 9

Статья: Реформирование института кооператива в проекте Федерального закона "О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации" (Быстров Г.Е.) ("Законодательство и экономика", 2012, N 9) {КонсультантПлюс}

Кооперативы получили широкое распространение во всех областях социальной и экономической жизни, сформировав столько типов, сколько у людей возникает экономических потребностей либо интересов. В Рекомендации МОТ 2002 г. "О содействии развитию кооперации" закрепляется принципиально важное положение: "Признается, что кооперативы действуют во всех секторах экономики. Настоящая Рекомендация относится ко всем видам кооперативов". Тем самым Рекомендация призывает к устранению каких-либо ограничений сфер деятельности кооперативов и подчеркивает их универсальность. Отнесение же Рекомендации ко всем видам и формам кооперативов подтверждает их идентичность.

Современное зарубежное законодательство поддерживает традиционный взгляд на кооператив как на бесприбыльную организацию, закрепляет всемирно признанные принципы и ценности и рассматривает кооператив как совместную форму экономической деятельности, осуществляемую для удовлетворения материальных, социальных и культурных и иных потребностей членов общества за счет результатов его деятельности.

В противоположность предприятиям чисто капиталистического типа, основанным на безграничности либерализма, с одной стороны, и хозяйствами марксистского коллективного типа, в которых труд никогда не учитывался в праве собственности, рисках и обязательствах предприятия - с другой, кооперативы во всем мире, в том числе в России, возникали и развивались в качестве объединения хозяйственной деятельности людей на основе безусловного признания свободы личности от государства, частной собственности и инициативы. Преимущества этой особой организационно-правовой формы предпринимательства состоят в том, что она позволяет каждому члену кооператива реализовать свое право на участие в предпринимательской деятельности, т.е. не только право на участие в распределении прибыли и управлении, но и право на справедливую долю в собственности или на имущество юридического лица.

Как особая форма хозяйствования кооператив позволяет распределять между своими членами по принципу справедливости риски, ответственность, права и выгоды от совместной деятельности, возлагает на пайщиков обязанность использовать услуги своего кооператива и обеспечивать капитал, возлагает на кооператив обязанность предоставлять услуги своим членам преимущественно, но не обязательно.

Вынесенный на обсуждение Государственной Думы проект Федерального закона от 27 апреля 2012 г. о внесении изменений в ГК РФ сохраняет старые подходы к понятию кооператива, закрепленные в статьях 107 и 116 ГК РФ, и не позволяет закрепить правовое устройство кооперативной системы как самостоятельного сектора экономики. В проекте Закона повторяется ничем не обоснованная классификация кооперативов на коммерческие (производственные) и некоммерческие (потребительские), данная в ГК РФ. В действительности кооперативы не следует относить к коммерческим либо некоммерческим организациям, поскольку такое определение цели производственных кооперативов, как извлечение прибыли, противоречит общепринятому в мире его понятию как бесприбыльной организации, для которой извлечение прибыли не самоцель, а средство для наиболее полного удовлетворения материальных и иных потребностей членов, в первую очередь в обеспечении их рабочими местами и соответствующим вознаграждением за труд.

Данная организационно-правовая форма, предназначенная для кооперативов, получивших широкое распространение во всех областях социальной и экономической жизни народов, нашла свое отражение в Декларации о кооперативной идентичности, принятой XXXI Конгрессом Международного кооперативного альянса (МКА). В соответствии с Декларацией кооператив вне зависимости от вида и формы - одно характерное социальное явление.

В проекте Закона от 27 апреля 2012 г. не воспринимаются многие новации из практики МКА, рассматривающего кооперативное законодательство как способ установления справедливости в решении социально-экономических проблем в странах с переходной рыночной экономикой. В сбалансированном обществе должны существовать сильный государственный и частный секторы, сильные кооперативы, общества взаимопомощи, неправительственные организации. Именно в этом контексте правительства должны формировать политику и определять рамки, которые соответствовали бы характеру и функциям кооперативов.

В докладе Генерального Секретаря ООН относительно места и роли кооперативов с учетом новых социально-экономических тенденций, опубликованном в августе 1996 г. и представленном на рассмотрение XXXXXI сессии Генеральной Ассамблеи ООН, выделен специальный раздел "Кооперативы и развитие предпринимательской деятельности". Особое внимание обращается на то, что "предпринимательская деятельность частного сектора, организованного на кооперативной основе, делает значительный вклад в создание различных экономических благ. Кооперативы являются альтернативной формой организации экономики в интересах одновременно и производителей и потребителей".

Потребности частного оборота земли в современной России требуют создания достаточно развитого законодательства, подкрепления статуса кооперативов соответствующими корпоративными нормами, системой национальных, региональных и международных стандартов кооперативного движения. В рамках единого закона о кооперативах должны быть закреплены понятие кооператива, функционирующего на основе общепризнанных принципов, роль, место и значение кооперативов в социально-экономической стратегии Российского государства, принципы кооперации, классификация и особенности создания и функционирования кооперативов, формы взаимодействия государства и кооперативов, способы и методы поддержки государством различных видов кооперативов.

Нормами статей 107 и 116 ГК в ред. проекта Закона о внесении изменений в ГК РФ предлагается регулирование деятельности всех кооперативов в России осуществлять двумя отдельными законами: о производственных и потребительских кооперативах. В действительности совершенствование кооперативного законодательства возможно не только по линии объединения многочисленных специальных законов о статусе кооперативов в два закона.

В большинстве индустриально развитых стран совершенствование кооперативного законодательства направлено на создание условий для стабильного функционирования и развития социального сектора экономики. Россия достигла значительных результатов в закреплении политических прав и свобод человека. Разработаны квалифицированные юридические конструкции, обеспечивающие деятельность коммерческих организаций. В то же время остаются незащищенными и уязвимыми многие социально-экономические права. Все это требует с учетом зарубежного правового опыта принятия не только общего федерального закона о кооперативах, но и внесения изменений в ГК РФ. Принятие такого федерального закона вполне соответствует тенденциям развития отечественного кооперативного законодательства, исторически предрасположенного к единому правовому акту в этой сфере.

Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и рыбохозяйственному комплексу разработал проект Федерального закона "О кооперации в Российской Федерации" и в июле 2007 г. направил его в Государственную Думу. Предметом регулирования законопроекта являются организационно-правовые, социально-экономические отношения, возникающие в процессе создания, функционирования, прекращения действия кооперативов и их объединений, а также отношения с другими хозяйствующими субъектами и государством.

Кодификация законодательства о кооперации должна быть направлена на решение таких задач, как уменьшение числа принимаемых законодательных актов посредством их укрупнения, обеспечение правового регулирования всех отношений в сфере кооперации, унификация правового режима при регулировании однородных отношений, сознательная нейтрализация возможных неблагоприятных случайностей в правовом обеспечении деятельности кооперативов, достижение задачи систематического конструирования кооперативного законодательства, вытеснение правового усмотрения в деятельности кооперативов. В проект данного закона в соответствии с решениями МКА интегрированы важные для эффективной кооперативной практики такие принципы, как добровольность членства, демократический характер управления, распределение прибыли и убытков кооператива между его членами с учетом их личного трудового участия или участия в хозяйственной деятельности кооператива, ограничение дивидендов по дополнительным паям членов кооператива и паям ассоциированных членов кооператива, образование, повышение квалификации и информация, сотрудничество между кооперативами, забота об обществе. Кооперативы основаны на следующих ценностях: взаимопомощь, взаимная ответственность, демократия, равенство, справедливость и солидарность.

Кооперативы являются инструментом достижения цели поддержки и удовлетворения прав и потребностей своих членов. Поэтому их не следует относить к некоммерческим или коммерческим организациям. Они занимают самостоятельное место в системе юридических лиц. Хозяйственные (предпринимательские) функции выполняют коммерческие организации, общественные организации преследуют нематериальные цели. Деление кооперативов в российском законодательстве на производственные коммерческие и потребительские (некоммерческие) не отвечает интересам единого правового обеспечения кооперативных отношений.

Проект Закона о кооперации включает в себя общие положения, относящиеся ко всем видам кооперативов и их объединений, действующих и вновь создаваемых в разных отраслях экономики. В проект должны быть включены также специальные положения, посвященные особенностям правового положения отдельных видов кооперативов. Принятие представленного законопроекта не исключает совершенствование действующего законодательства о кооперации, устанавливающего особенности создания и деятельности сельскохозяйственных кооперативов (производственных, перерабатывающих, обслуживающих сельхозпроизводителей).

Проект Закона о кооперации, разработанный Комитетом по аграрно-продовольственной политике и рыбохозяйственному комплексу Совета Федерации, вполне соответствует современному мировому опыту кооперативного движения, учитывает исторический опыт становления и развития отечественного кооперативного законодательства и может быть принят за основу при разработке единого общего закона о кооперации в России. Принятие этого Закона станет реальной основой дальнейшего развития экономики, будет стимулировать развитие кооперативной формы собственности, способствовать росту занятости населения, улучшению социальной ситуации, в первую очередь на селе и в малых городах.

 

Г.Е. БЫСТРОВ