"Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2012, N 11

 

Статья: Законодательство о бухгалтерском учете в 2013 году (Саяпина Е.Н.) ("Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2012, N 11) {КонсультантПлюс}

Бухгалтерский учет и его объекты

 

Изменено традиционное представление о бухгалтерском учете. Новое понятие "бухгалтерский учет" переориентировано с самого учетного процесса (упорядоченной системы сбора, регистрации и обобщения информации об имуществе и обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций) на конечный результат бухгалтерского учета - формирование документированной систематизированной информации и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности. При этом знаково уточнение термина "бухгалтерская отчетность", которая прежде подразумевала единую систему данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемую на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам. Теперь это не просто бухгалтерская, но еще и финансовая отчетность - систематизированная информация о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период (п. 1 ст. 3 Закона N 402-ФЗ). Отметим, что подобное определение содержится и в МСФО (IAS) 1 "Представление финансовой отчетности". Такая отчетность призвана показывать результаты управления ресурсами, доверенными руководству предприятия, и необходима пользователям для принятия экономических решений, например для прогнозирования будущих потоков денежных средств, сроков и вероятности их возникновения.

В качестве объектов бухгалтерского учета прежний Закон выделял следующие: имущество организаций, их обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе их деятельности (п. 2 ст. 1 Закона N 129-ФЗ). Сейчас перечень объектов видоизменен и включает:

- факты хозяйственной жизни;

- активы;

- обязательства;

- источники финансирования деятельности экономического субъекта;

- доходы;

- расходы;

- иные объекты, если они будут установлены федеральными стандартами.

Принципиально новых объектов в бухгалтерском учете не появилось, просто они более конкретизированы и приведены в соответствие с международными требованиями.

В новом Законе определение дано только фактам хозяйственной жизни - это сделка, событие, операция, которые оказывают или способны оказать влияние на финансовое положение экономического субъекта, финансовый результат его деятельности и (или) движение денежных средств (п. 8 ст. 3). Трактовку остальных объектов можно позаимствовать из Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России, которая отвечает международно признанным принципам учета и отчетности. Общий смысл объектов сводится к их способности влиять на финансовое положение компании. Такие объекты, как активы, обязательства и капитал, являются элементами бухгалтерского баланса, а доходы и расходы экономического субъекта - отчета о прибылях и убытках, все вместе они формируют показатели финансовой отчетности (п. 9 МСФО (IAS) 1).

 

Первичные учетные документы

 

С 2013 г. формы всех первичных документов, которые предприятие использует для оформления фактов хозяйственной жизни, должны утверждаться руководителем экономического субъекта и содержать обязательные реквизиты, перечисленные в п. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ. (Отметим, что перечень таких реквизитов остался неизменным.) Это важное новшество, во-первых, предоставит предприятию возможность оптимизировать бухгалтерский документооборот в зависимости от специфики отрасли и нужд компании, исключить из "первички" ненужные (лишние) необязательные реквизиты, во-вторых, избавит от претензий со стороны контролирующих органов по поводу принятия к учету документов, составленных не по унифицированной форме. С другой стороны, оно прибавит работы руководству при формировании учетной политики. Сами по себе обязательные к применению до 2013 г. унифицированные альбомные формы документов недействительными признаваться не будут, их можно взять за основу для разработки форм "первички" или ограничиться в учетной политике ссылками на номера соответствующих форм.

Кстати, привлечь компанию к налоговой ответственности за непредставление документов, не предусмотренных учетной политикой, запрошенных на основании ст. ст. 93, 93.1 НК РФ по требованию налоговой инспекции, нельзя уже в настоящее время. Об этом свидетельствуют и Письма Минфина России от 11.05.2010 N 03-02-07/1-228, от 25.01.2012 N 07-02-06/10, и арбитражная практика (например, Постановление ФАС ДВО от 02.02.2011 N Ф03-10008/2010).

 

Инвентаризация активов и обязательств

 

Порядок и сроки проведения инвентаризации, за исключением обязательного проведения инвентаризации, как и прежде, будет определять экономический субъект самостоятельно. С 2013 г. на усмотрение руководителя будет отдан и вопрос о необходимости (случаях) проведения инвентаризации. Изменяются правила отражения в бухгалтерском учете результатов инвентаризации: выявленные расхождения между фактическим наличием объектов и данными регистров бухгалтерского учета будут подлежать регистрации в учете на дату проведения инвентаризации (п. 4 ст. 11 Закона N 402-ФЗ), а не на дату ее окончания, как было установлено п. 5.5 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных Приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49.

 

Бухгалтерская (финансовая) отчетность

 

В составе годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности коммерческих организаций остались бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах (обратите внимание, что название привычного отчета о прибылях и убытках изменено) и приложения к ним (п. 1 ст. 14 Закона N 402-ФЗ). Аудиторское заключение и пояснительная записка в составе отчетности не поименованы. Вместе с тем в случаях, когда проведение аудиторской проверки обязательно, такое заключение должно входить в комплект отчетности, подлежащей опубликованию (п. 10 ст. 13). Новым Законом определен состав годовой отчетности и некоммерческих организаций: это бухгалтерский баланс, отчет о целевом использовании средств и приложения к ним, перечень которых, как разъяснил Минфин России в Письме от 05.05.2012 N 07-02-06/126, определяется федеральными стандартами. Объем промежуточной отчетности экономических субъектов и случаи ее составления также должны быть зафиксированы в федеральных стандартах. Но пока такие стандарты не приняты.

Прежде Закон N 129-ФЗ устанавливал, что бухгалтерская отчетность, во-первых, должна быть подписана и руководителем, и главным бухгалтером компании (п. 5 ст. 13), а во-вторых, должна быть утверждена в установленном учредительными документами порядке (п. 2 ст. 15). В отличие от норм прежнего Закона теперь бухгалтерская (финансовая) отчетность будет считаться составленной уже после подписания ее экземпляра на бумажном носителе руководителем экономического субъекта (п. 8 ст. 13 Закона N 402-ФЗ). Тем самым ликвидируется очередное противоречие норм старого Закона положениям ГК РФ и законов, регулирующих деятельность АО и ООО, когда, с одной стороны, годовая отчетность организаций, образованных в форме АО, должна утверждаться в срок от двух до шести месяцев после окончания финансового года (в ООО - не позднее четырех месяцев), при этом утверждающее отчетность общее собрание акционеров в АО (участников - в ООО) не может быть назначено раньше 1 марта, а с другой стороны, срок для представления такой отчетности в налоговые органы истекает через 90 дней после окончания года. В результате этого некоторые компании в нарушение норм Закона N 129-ФЗ вынуждены были представлять в инспекцию неутвержденную отчетность.

Кстати, тот факт, что на отчетности теперь не требуется подписи главного бухгалтера, еще раз подтверждает, что ответственность за правильность, достоверность данных, отраженных в отчетности, теперь возложена только на руководителя.

Что касается сроков и необходимости представления годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в налоговый орган, приходится констатировать, что новый Закон их не устанавливает. Вместе с тем Федеральным законом от 29.06.2012 N 97-ФЗ внесены изменения в ст. 23 НК РФ, которая как раз и определяет обязанность представления такой отчетности в соответствии с требованиями бухгалтерского законодательства в инспекцию в срок не позднее трех месяцев после окончания отчетного года. Кстати, на этом основании компании, применяющие УСНО, также должны будут представлять годовой отчет, правда, с 2014 г., поскольку установленная Законом N 402-ФЗ обязанность ведения бухгалтерского учета у них, подчеркнем, возникает только с 2013 г.

Промежуточную отчетность, если не будет принято новых поправок, представлять в налоговые органы не придется.

Для субъектов малого предпринимательства не отменена возможность составления отчетности по упрощенной форме. Так же будут обстоять дела и в отношении некоммерческих организаций, если Госдума примет поправки к Закону N 402-ФЗ, предусмотренные проектом федерального закона в части упрощения ведения бухучета такими лицами (размещен на сайте Минэкономразвития 08.08.2012).

 

Е.Н.Саяпина

Эксперт журнала

"Жилищно-коммунальное хозяйство:

бухгалтерский учет и налогообложение"