"Расчет", 2012, N 12

 

Статья: Учет для "малышей" (Щепетильникова С.) ("Расчет", 2012, N 12) {КонсультантПлюс}

Упрощенец, готов?

 

Новый Федеральный закон "О бухгалтерском учете" в п. 2 ст. 6 больше не освобождает организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, от ведения бухгалтерского учета. А это значит, что "малыши" с Нового года должны будут составлять и сдавать в налоговую инспекцию итоговые документы. Сначала инициатива чиновников вызвала чуть ли не панику среди компаний на УСН, однако внимательно прочитав новый Закон, вряд ли опытный специалист учета увидит в нем что-то кардинально новое.

Уходящий в историю п. 3 ст. 4 Закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ полностью не освобождал компании от ведения бухгалтерского учета, в нем была оговорка, "организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, ведут учет основных средств и нематериальных активов в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете". Да и Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ (ред. от 06.12.2011) "Об обществах с ограниченной ответственностью" говорит о необходимости составления финансовой отчетности. Отмечу, что на практике встречается довольно много ООО, которые предпочитают использовать упрощенную систему налогообложения и забывают о необходимости ведения бухгалтерского учета, считая его экономически нецелесообразным. Напомню, что все расчеты, связанные с долями и изменением уставного капитала, базируются на данных бухгалтерского учета. Аналогичное мнение приведено в Определении Конституционного Суда РФ от 13 июня 2006 г. N 319-О. Арбитры четко указали, что льгота не распространяется на те организации, которые являются АО и ООО. Позже о том же самом писал Минфин России (Письма от 13.09.2011 N 03-11-06/2/127, от 06.11.2009 N 07-02-06/231 и др.).

Следовательно, нововведением вменяется лишь необходимость представлять бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках в налоговый орган. На практике многие бухгалтеры и так предпочитали вести учет в полном объеме, если организация применяла УСН "доходы минус расходы". А вот остальным их коллегам придется наверстать упущенное до конца 2012 г.

 

С чего начать

 

Перед тем как взяться за ведение бухгалтерского учета, необходимо сформировать начальные остатки на 1 января 2013 г. Сделать это нужно очень оперативно. Как их получить? Самый простой и надежный способ - провести инвентаризацию. Кстати, на основании Федерального закона N 129-ФЗ на конец года проведение ревизии является обязательным. И ее результаты должны быть оформлены с применением унифицированных форм. А вот в 2013 г. условия обязательного проведения внутренней инспекции будут регулироваться "законодательством Российской Федерации, федеральными и отраслевыми стандартами" (ст. 11 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ). Да и унифицированные формы с нового года уйдут в прошлое (ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ). Напомню, что в процедуру инвентаризации входит сверка с поставщиками, покупателями, бюджетом и внебюджетными фондами. После ее проведения у вас может возникнуть загвоздка: сумма активов, скорее всего, не будет равна размеру обязательств. О каком балансе может идти речь в такой ситуации? Но ведь у нас пассив состоит из двух разделов: собственный капитал и обязательства. Следовательно, найдя балансирующую величину (разницу между активами и обязательствами), ее нужно будет определить в строку баланса "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)", то есть на одноименный счет 84.

Затем необходимо продумать и принять учетную политику для целей бухгалтерского учета на 2013 г.

 

Когда отчитываться

 

Руководители небольших предприятий, возложившие ведение бухгалтерского учета на себя, наверное, уже ужаснулись и подумали о необходимости поиска бухгалтера. Конечно, перспектива составлять отчетность каждый квартал не радует. Но не торопитесь принимать опрометчивые решения. Сдать первый баланс по новому Закону необходимо будет лишь в марте 2014 г. (п. 2 ст. 18 Федерального закона N 402-ФЗ). Компании готовят финансовую отчетность за "календарный год - с 1 января по 31 декабря включительно, за исключением случаев создания, реорганизации и ликвидации юридического лица" (п. 1 ст. 15 Федерального закона N 402-ФЗ). Аналогичное изменение появилось и в налоговом законодательстве (пп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ). Так что у желающих изучить бухгалтерский учет, а потом самостоятельно составить итоговые документы есть время.

В целом ст. 15 Федерального закона N 402-ФЗ соответствует нормам МСФО, в частности IAS 1 "Представление финансовой отчетности" и IAS 34 "Промежуточная финансовая отчетность". Но в IAS 1 говорится, что итоговые документы составляются за 12 месяцев и строго к календарному году не привязываются, экономический субъект сам определяет этот период.

Теперь пара слов о промежуточной отчетности. При желании предприятие имеет возможность продолжать ее составлять, если это делалось ранее. Например, когда собственникам необходимы данные бухгалтерского учета ежеквартально для принятия управленческих решений, то предприятие продолжит или начнет ее готовить для заинтересованных пользователей. Помните, что при оформлении промежуточной отчетности ее состав будет аналогичен годовой. Если же вы готовите итоговый баланс и отчет о прибылях и убытках, то и в составе промежуточной отчетности эти документы должны быть. Нельзя исключать ни одной формы. Не забудьте, что критерии признания и оценки элементов финансовой отчетности должны остаться неизменными. Никаких вольностей при составлении промежуточных документов быть не должно.

 

Состав итоговых документов

 

"Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, состоит из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним", - говорится в ст. 14 Федерального закона N 402-ФЗ. В п. 3 ст. 20 этого же Закона уточняется, что для малых предприятий будет установлен упрощенный способ ведения учета. Дать более точный ответ о том, каким же будет набор итоговых документов для фирм на упрощенке, можно, прочитав Приказ Минфина России от 2 июля 2010 г. N 66н.

Обратите внимание: в бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках включаются показатели только по группам статей (без детализации показателей по статьям), а в приложениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках приводится только наиболее важная информация, без знания которой невозможна оценка финансового положения организации или результатов ее деятельности.

Законодатели не запрещают составлять итоговые документы и в полном объеме. Свой выбор, применять ли предоставленную законом льготу, организации должны зафиксировать в учетной политике.

 

 

С.Щепетильникова